Александр Воропаев (Вестник НАУФОР №12 2010)

14.01.2011

Александр Воропаев,
аспирант ГУ-ВШЭ

ДОЛГОВОЙ КРИЗИС В ГРЕЦИИ

В чем особенности греческого кризиса, насколько вероятен дефолт по греческим облигациям, эффективны ли механизмы стабилизации, предложенные ЕС?

Уходящий 2010 год можно назвать "годом Греции в Европе". Еще несколько лет назад мысль о том, что развитая страна может стать банкротом не приходила в голову политикам и не вселяла ужас инвесторам. Между тем в текущем году дефолт по греческим облигациям не случился только благодаря гарантиям членов еврозоны.

Предпосылки греческого кризиса

К концу ХХ-го века Греция подошла с хроническим (но снижающимся) бюджетным дефицитом, высокими показателями суверенного долга и вялыми (но стабильными) перспективами роста (рис. 1). На тот момент опасений по поводу платежеспособности не возникало, и в 2001 году Греция вступила в еврозону. Это и стало главной внешней предпосылкой кризиса.

Интересно, что в 2000 году Греция обладала дефицитом в 2% ВВП, однако государственный долг находился на уровне в 106% ВВП, то есть не выполнялся один из Маастрихтских критериев (60% и 3% ВВП по долгу и бюджетному дефициту соответственно). Пересмотренные данные 2004 года (дефицит в 4,1% ВВП) показывают фактическое невыполнение и второго критерия. Принятие Греции в зону евро было одномоментным политическим решением, однако безнаказанное невыполнение Маастрихтских критериев на протяжении всех десяти лет членства было куда важнее. Согласно установленным процедурам, за несоблюдение предписаний по устранению дисбалансов страна должна быть оштрафована3. Однако за время действия "Пакта о стабильности и росте" (Stability and Growth Pact, SGP) ни одна страна не была подвергнута серьезным санкциям, хотя нормативы нарушались не только Грецией. Следует отметить, что в конце декабря 2010 года лидеры ЕС ужесточили санкции SGP, и теперь страну могут оштрафовать, если дефицит меньше 3% ВВП, однако долг больше 60% и не снижается "удовлетворительными" темпами. Но до сих пор, квалифицированное большинство членов ЕС может отменить санкции, если это будет угрожать стабильности в регионе. То есть принципиальных изменений превентивная процедура (пока) не претерпела.

Как и следовало ожидать, отрицательное сальдо бюджета сохранялось и финансировалось за счет выпуска облигаций. Страна, наращивающая пирамиду госдолга, обычно сталкивается с растущей стоимостью заимствования, но правительство Греции пользовалось низкими процентными ставками в евровалюте и надеждами инвесторов на укрепление евро. Кредиторы смотрели на Грецию как на регион еврозоны, а не отдельную страну. К тому же проциклическая политика давала результаты в 4-5% ежегодного прироста ВВП, поэтому инвесторы охотно рефинансировали и поглощали новые транши средне- и долгосрочных греческих облигаций.

Еще одной предпосылкой (а в 2009 и триггером острой фазы) кризиса являлось качество официальных статистических данных. После вскрытия фактов целенаправленной фальсификации в 2004 году4, создалось впечатление об улучшении положения - показатели устойчивости контролировались и улучшались до 2007 года, когда дисциплинарная процедура была прекращена.

Однако в результате расследования 2009 года выявились новые схемы использования деривативов для маскировки растущего долга и дефицита5. При этом в 2009 году вопрос стоял уже не в наказании Греции (штрафы могли лишь усложнить ситуацию), а в успоко­ении рынков, настроившихся как против греческих облигаций, так и против единой валюты. Уже осенью 2010 Евростат снова пересмотрел данные по Греции за 2009 год, что уже не вызвало ни удивления, ни сильной реакции в доходностях облигаций.

К внутренним предпосылкам греческого кризиса можно причислить собственно причины дисбалансов - неэффективность бюджетной системы и общую неконкурентоспособность экономики. За последние девять лет расходы консолидированного бюджета Греции выросли на 86%, в то время как доходы всего на 48%. Помимо неэффективных государственных инвестиций, бюджет рос за счет административных и социальных расходов. Греческая бюрократия считается одной из самых неэффективных в Европе, многочисленные попытки ее реформирования не увенчались успехом. Но особого внимания заслуживает пенсионная система с реальным сроком выхода на пенсию в районе 50-55 лет: с учетом неизбежного старения населения социальные расходы постоянно повышались (и будут расти в ближайшей перспективе). Слабая доходная база связана, прежде всего, с плохой собираемостью налогов. По оценкам некоторых экспертов8, размер теневой экономики Греции превышает 30% ВВП, а уклонение от налогов стало социальной нормой.

Конкурентные преимущества Греции связаны с ее географическим положением - это транспортная индустрия и туризм. Оба сектора процикличны: туризм зависит от располагаемого дохода, а транспорт - от активности мировой торговли. К тому же, социальные гарантии привели к неоправданно высоким издержкам на единицу труда и соответствующему укреплению реального валютного курса.

Таким образом, в Греции присутствовали фундаментальные предпосылки для возникновения долгового кризиса, усугубленные статусом члена еврозоны. В данном случае нельзя говорить об "эффекте заражения", не наблюдалось значительных пузырей на рынке недвижимости и других активов, не было острых проблем в банковском секторе (то есть теории "двойных кризисов" также неприменимы). Однако можно отметить другие особенности, обозначающих место греческого кризиса…

Полная версия статьи доступна только подписчикам