НАУФОР против повышения требований к капиталу (Вестник №7-8/2009)

09.09.2009

ФСФР России утвердила приказ, предусматривающий существенное повышение требований по достаточности капитала.

Согласно документу, для профучастников, осуществляющих дилерскую, брокерскую и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, норматив достаточности капитала будет установлен с 1 июля 2010 года на уровне 35 млн рублей, а с 1 июля 2011 года - 50 млн рублей.

В настоящее время для брокеров минимальный размер капитала составляет 10 млн рублей, дилеров - 5 млн рублей, для управляющих - 10 млн рублей, для депозитариев - 40 млн рублей.

В проекте приказа также устанавливаются новые нормативы для депозитариев и организаций, занимающихся клиринговой деятельностью. НАУФОР считает повышение требований к капиталу непродуманным и противоречащим международной практике. Письмо соответствующего содержания передано Ассоциацией в ФСФР России.

1. НАУФОР, говорится в письме, поддерживает повышение финансовой устойчивости профучастников рынка ценных бумаг. Однако считает, что решение этой задачи должно реализоваться не повышением минимальных требований к собственным средствам, а путем введения риск-ориентированных нормативов, то есть нормативов достаточности капитала, взвешенных с учетом рисков, которые принимают на себя профессиональные участники. Минимальные требования к собственным средствам обычно выполняют функции начального капитала. В отличие от риск-ориентированнных нормативов (которые сравниваются с реальными рисками, принимаемыми на себя финансовой организацией), минимальные требования не обеспечивают финансовой устойчивости организации (хотя и должны поддерживаться в течение всей ее деятельности). НАУФОР поддерживает усилия ФСФР России по введению риск-ориентированных нормативов. Но повышение требований к минимальным собственным средствам не может компенсировать отсутствие подобных нормативов. Хотя, следует признать, что внедрение риск-ориентированного надзора является долгосрочным проектом, который предполагает предварительный сбор и анализ рыночной статистики, обоснование, а также мониторинг ключевых индикаторов риска как отдельных участников, так и всего рынка.

2. При анализе нормативов, предусматриваемых проектом приказа ФСФР, не выявляется методология их расчета.

3. Приказ приводит к ограничению конкуренции на российском фондовом рынке. Это ограничение негативно сказывается на возможности привлечения на отечественный фондовый рынок отечественного инвестора. Следует отметить, что малый и средний бизнес является важным элементом посреднической структуры рынка, является достоинством развитых финансовых рынков. Он должен быть сохранен также и на нашем рынке. Очевидно, что повышение требований к собственным средствам особенно болезненно скажется на российских региональных компаниях, в результате чего могут быть разрушены сложившиеся связи между региональными инвесторами и финансовыми центрами страны. Требования к минимальным собственным средствам брокеров и управляющих должны зависеть от операций, которые они выполняют. Кроме того, важным является введение нового финансового института - инвестиционного консультанта. Инвестконсультант должен подчиняться главным образом требованиям по квалификации и ограничению конфликта интересов, а не к собственным средствам, что делает его важным элементом системы привлечения средств населения. Меры по обеспечению финансовой устойчивости должны соизмеряться с задачей сохранения и развития рыночной конкуренции. Ужесточение требований к собственным средствам профучастников не является обоснованным до введения по отношению к собственным средствам брокеров и управляющих требований, адекватно отражающих их риски, а также до введения института инвестиционных консультантов.

4. Полезным является зарубежный опыт решения аналогичных задач. В качестве примера можно привести регулирование в США. По правилам SEC, общим требованием по достаточности капитала брокера является его поддержание на уровне не ниже 250 тысяч долларов. Причем правило распространяется на брокеров, которые, с точки зрения российского права, совмещают брокерскую деятельность с депозитарной. С учетом этого, действующие в настоящее время в России требования к размеру собственных средств брокеров превышают аналогичные требования в США более чем в 4 раза. А в случае, если приказ ФСФР станет действовать, превысят их в 7,5 раз с 1 июля 2010 года, и в 10 раз - с 1 июля 2011 года. Следует отметить, что в США не устанавливаются требования к размеру собственных средств инвестиционных советников, которые там традиционно являются портфельными управляющими. Другим примером являются требования законодательства стран Европейского союза. Общим требованием Директивы ЕС 2006/49/ЕСС является поддержание собственных средств на уровне не менее 125 тысяч евро. Аналогичные российские требования уже превышают европейские требования в 4,5 раза, а в случае принятия приказа ФСФР превысят их в 16 раз с 1 июля 2010 года, и в 22 раза - с 1 июля 2011 года (рис. 1, 2). Директива не предъявляет требований к размеру собственных средств дилеров. Более высокие требования предъявляются в ЕС к собственному капиталу инвестиционных фирм, выполняющих функции андеррайтера и/или маркетмейкера - для них минимальный размер собственных средств устанавливается в размере 730 тысяч евро.

5. Повышение требований к собственным средствам, предусмотренное ФСФР России, является необоснованным также и с учетом текущих экономических условий. Нынешняя ситуация ограничивает возможность привлечения дополнительного капитала, связывает имеющийся капитал, что в конечном счете вредит финансовой устойчивости участников рынка. В этом смысле инициатива ФСФР России усугубляет последствия экономического кризиса для российских финансовых организаций и не соответствует подходам, которых придерживаются в других странах. Так, в соответствии с заявлением, принятым по итогам саммита "Группы двадцати", руководители стран договорились о сохранении действующих нормативов в отношении минимальных объемов капитала до тех пор, пока не наступит экономический подъем. Усиление пруденциального регулирования предполагается лишь по выходу из экономического кризиса.

6. Инициатива ФСФР России должна оцениваться с учетом вступления в силу (с 1 июля 2009 года) новых правил расчета собственных средств. Эти правила уже привели к повышению требований по отношению к собственным средствам профессиональных участников и для многих поставили вопрос о дополнительной капитализации. По некоторым оценкам, размеры собственных средств профучастников в результате расчета по новым правилам уменьшились на 30%.

С учетом изложенного, НАУФОР считает необходимым предложить:

1) отказаться от повышения требований к минимальным собственным средствам брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами, а также для депозитариев совмещающих свою деятельность с брокерской. При этом может быть рассмотрен вопрос о повышении требований к собственному капиталу для брокеров, оказывающих услуги по размещению ценных бумаг, и маркетмейкеров, до уровня, предусмотренного проектом приказа с 1 июля 2010 года;

2) рассмотреть вопрос о снижении требований к минимальным собственным средствам дилеров, брокеров, выполняющих исключительно субброкерские функции, и управляющих ценными бумагами.

Письмо подготовлено на совместном заседании Комитетов НАУФОР по управлению рисками и по бухгалтерскому учету.