Email:
Пароль:
О НАУФОР
Членство в НАУФОР
Стандарты и рекомендации
Информационные материалы
Аттестация и обучение
Мероприятия
"Вестник НАУФОР"

Денис Кучкин (Вестник НАУФОР №7-8)

Денис Кучкин, основатель сервиса Yango, генеральный директор ИК "Септем Капитал", рассказывает Ирине Слюсаревой о том, из каких компонентов состоит новый рыночный тренд; почему важно его возглавить и почему клиентам нравится сервис, получаемый через одноразовое нажатие кнопки.

На финансовый рынок активно выходит новый потребитель, и хотя сейчас он еще не очень богат, однако будущее -- за ним

ПОКОЛЕНИЕ ЦИФРЫ

- Денис, предлагаю обсудить такой сюжет: на российский финансовый рынок вышла маленькая независимая компания. Ведь вы так себя позиционируете?

- Да, именно так. Маленькая и независимая - это про нас.

- Вот. Рынок при этом все-таки уже довольно сильно институциализирован, на нем устоялись многие практики, определились игроки. Как маленькая независимая компания ищет на таком рынке путь к успеху? За счет чего растет? Будет ли менять свое позиционирование?

- Важное преимущество в бизнесе - оказаться в начале тренда. На российском рынке сейчас случился своего рода «идеальный шторм»: он побуждает инвесторов использовать для вложения денег новый инструмент - облигации. Пока наша компания находится в начале этого тренда, поэтому менять позиционирование не планируем.

- Что для вас означает «идеальный шторм»?

- Сошлось сразу несколько факторов. Во-первых, это развитие новых технологий: у людей появилась возможность совершать сделки онлайн через смартфон, в том числе на финансовом рынке.

Во-вторых, появились новые клиенты: представители поколения «connected consumers», которые находятся в сети 24 часа в сутки и формируют новые требования к работе финансовых посредников. В-третьих, в инфраструктуре рынка произошли просто космические изменения: в области биржевой торговли, пост-трейдинга, удаленной идентификации и налогообложения инвестиционного дохода физлиц. В-четвертых, изменился финансовый рынок. Центральный банк начал отзывать лицензии у слабых игроков и форсировал развитие фондового рынка, чтобы российские компании могли получить инвестиции для развития.

- Иными словами, произошла также смена регуляторного тренда?

- Да, именно. Стало очевидно, что банковская система достаточно давно функцию перетока сбережений в инвестиции выполняет плохо. Конкуренция на банковском рынке была мнимой: она возникала преимущественно за счет банковских пирамид. Некоторые банки пылесосили деньги за счет нерыночных ставок по вкладам, а привлеченные деньги инвестировали в рискованные бизнес-проекты со связанными компаниями. Когда банковские пирамиды стали рушиться, все стало на свои места: доходность российских облигаций превысила уровень ставок по вкладам.

- Вы действительно считаете, что облигации могут прийти на смену депозитам?

- Не в полной мере, конечно, но достаточно радикально. Облигации с фиксированным купоном -- это инструмент, по сути близкий к депозиту, только более гибкий. С облигациями не нужно ждать окончания срока, как с депозитом, -- их можно продать без потери процентного дохода в любой момент.

Выбирая облигации, можно выбрать практически любой срок инвестирования и любую степень риска. Можно сконструировать любой денежный поток, с учетом срока выплат купонного дохода по конкретной облигации. Объем инвестиций тоже можно варьировать: понадобилось определенное количество денег -- продал определенное количество облигаций и вывел средства со счета.

- Кто ваши партнеры в компании: практикующие финансисты или портфельные инвесторы?

- Проект развивают единомышленники. У истоков стояли несколько коллег с облигационного рынка и партнеры из инвестиционного бутика «Septem Partners». Партнеры помогли нам экспертизой в корпоративных финансах: мы не только даем сервис по продаже облигаций физлицам и управляем собственной торговой позицией, но и помогаем корпоративным клиентам размещать облигации.

Через год после основания компании мы нашли ИТ-партнеров, которые помогли с разработкой мобильного приложения Yango для физических лиц. Портфельных инвесторов у нас нет, есть профессионалы, квалификации и навыки которых суммируются и дополняют друг друга.

- Ваши корпоративные клиенты - это какие именно компании?

- Это мелкие и средние компании, с некоторыми из них мы общаемся на мероприятиях Центрального банка. В «Основных направлениях развития финансового рынка РФ на период 2016-2018 годов» регулятор сделал серьезную ставку на бондизацию отечественного финансового рынка. В рамках этого процесса побывали в Уфе, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Владивостоке, Казани и Новосибирске. Вместе с представителями ЦБ рассказываем потенциальным эмитентам о возможностях отечественного рынка облигаций.

- Каков ваш прогноз развития мелкого и среднего бизнеса в этих регионах?

- Региональные мелкие и средние компании по-прежнему нуждаются в финансировании. За последние пару лет эта нужда, пожалуй, только усилилась. Однако регуляторная нагрузка не позволяет банкам брать кредитный риск на средний и малый бизнес в достаточном объеме.

Небольшие компании все чаще будут выходить на рынок ценных бумаг, где они могут привлечь финансирование, используя для этого качественные инструменты: продвинутые, прозрачные, надежные и технологичные. Развитие рынка региональных облигаций улучшит бизнес-среду и снизит риски для инвесторов и эмитентов.

- Запрос на подготовку каких типов операций генерирует ваш бизнес для ИТ-разработчиков?

- Запрос для разработчиков формирует структура самого бизнеса: мы работаем только онлайн, только с безналичными средствами. В качестве основного продукта продвигаем ИИС и покупку на него облигаций надежных эмитентов. Процесс установки приложения, процедуры удаленной индентификации клиента и открытия счета занимают несколько минут. Затем клиент получает электронное письмо с реквизитами и через интернет-банк перечисляет деньги. После зачисления денег на торговый счет уже можно покупать ценные бумаги.

Для покупки нашему клиенту требуется нажать всего одну кнопку, и он получит по рыночной цене те бумаги, которые наши аналитики считают привлекательными. Выбор облигаций намеренно сузили и предлагаем бумаги только надежных эмитентов, чтобы помочь сохранить деньги, уменьшить риски. Ведь большинство наших клиентов не является профессиональными участниками фондового рынка, они заняты основным делом, своей профессией. Осваивать профессию трейдера и погружаться в тонкости работы фондового рынка им нет нужды. Их цель проста - сберечь и приумножить деньги.

Продавать и покупать облигации через приложение Yango можно 24 часа в сутки, даже когда биржа не работает. Клиент гарантированно может купить бумагу по рыночной цене, в том числе после закрытия биржевых торгов. Биржа, конечно, является крупным оптовым рынком, но торговля происходит и на внебиржевых площадках, там тоже есть торговая активность, есть ликвидность. Большинство брокерских компаний таких возможностей не дает, их клиенты с предложением на покупку по определенной цене могут долго ждать сделки.

Наши клиенты через приложение Yango получают облигации по рыночной цене, быстро и вовремя. Это в значительной степени заслуга ИТ-специалистов, разрабатывающих продукты для компании.

- Что можете сказать насчет тарифов?

- Мы идем к простоте. Для ИИС действует один месячный тариф формата «все включено» -- 49,9 рублей в месяц. Для обычных брокерских счетов наш тариф - 0,1% от оборота. Обдумываем некоторые идеи для снижения, но в ближайшие месяцы менять не будем. Могу сказать одно: наши тарифы просты и всегда будут простыми. Это еще одно отличие нашего сервиса от традиционного трейдинга других брокеров со сложными тарифными планами.

- Есть ли у вас стратегия развития? Есть ли то, что называется видением?

- «Септем Капитал» - небольшая компания, основное наше преимущество - гибкость. Внимательно следим за конъюнктурой и последовательно наращиваем инвестиции в ИТ-разработки, стремимся сделать все наши сервисы по максимуму автоматизированными. За счет автоматизации будем сдерживать рост издержек при масштабировании бизнеса и оставаться вместе с клиентом онлайн.

Мы ориентированы на молодое поколение - то самое поколение «connected consumers», которое доверяет технологиям. Наше видение заключается в том, что у них уже сформировались собственные ценности и поведение. Эти люди пока не имеют больших сбережений, но они неплохо зарабатывают. Они хотят контролировать свое финансовое состояние, задумываются о будущем и делают сбережения.

Люди этого поколения уже задают вопрос, нужен ли им дорогой автомобиль и большой дом. Им бы хотелось вести более свободный образ жизни, не только потреблять. Эти люди готовы разбираться в том, куда именно имеет смысл тратить деньги. И вообще, нужно ли их только тратить - или правильнее также сберегать.

Они видят, что происходит с банками, ценами на недвижимость и рынком акций. Оптимальным инструментом для них являются облигации: они дают большой выбор ставок и сроков, без такого риска, как на рынке долевого капитала. Вот на этих людей мы и рассчитываем, как на наших клиентов. Даем им выбор, здесь и сейчас.

Дата публ./изм.
18.08.2017