Юрий Исаев (Вестник НАУФОР №6 2013)

07.08.2013

Юрий Исаев, генеральный директор Агентства по страхованию вкладов

"ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ЗАЩИТА" Интервью.

Теневой банковский сектор, концентрация финансового рынка в руках системно значимых институтов могут создать угрозу стабильности финансовых систем

Генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Юрий Исаев рассказывает журналу "Вестник НАУФОР" об ответах российских игроков финансового рынка на глобальные вызовы, о важности изучения международного опыта и реформе российского регулирования в области гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

- Юрий Олегович, какой вам видится текущая ситуация в глобальном финансовом секторе и как она влияет на роль и полномочия страховщиков депозитов?

- С момента начала последнего глобального финансового кризиса прошло пять c половиной лет. Во многих аспектах ситуация изменилась в лучшую сторону. В то же время мы видим, что последствия кризиса пока в полной мере не преодолены. Восстановление экономики во многих странах происходит медленно, а в некоторых регионах наблюдается рецессия. В опубликованном в апреле World Economic Outlook МВФ понизил свой прогноз роста глобального ВВП в 2013 году до 3,3%, а в странах еврозоны прогнозируется спад на 0,3%. При этом я хочу отметить, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона продолжают вести за собой глобальное восстановление с ожидаемым ростом ВВП на 5,6%.

Серьезной проблемой остается перегруженность многих стран, особенно юга Европы, суверенными долгами, что ограничивает их возможности поддержки экономики и банковского сектора. Это наглядно проявилось в последние месяцы на Кипре, в Словении, а до этого в Греции, Испании, Италии и Ирландии.

Не устранены недостатки в регулировании финансового сектора, в том числе касающиеся надзора за финансовыми конгломератами, стимулов и бонусов банкиров. Серьезными проблемами остается теневой банковский сектор, а также системно значимые финансовые институты (SIFIs) как банковские, так и небанковские. Причем во многих странах кризис привел к еще большей концентрации финансового рынка в руках SIFIs.

Все эти вызовы, если на них должным образом не реагировать, могут создавать угрозу стабильности финансовых систем. Именно поэтому во время кризиса значительно возросла роль и активизировалась деятельность международных финансовых институтов. В частности, "Группа двадцати" и Совет финансовой стабильности, а также иные финансовые институты, разрабатывающие рекомендации по реформированию финансового рынка, включая Базельский комитет по банковскому надзору и Международную Ассоциацию страховщиков депозитов ( BCBS и IADI), стали важными глобальными игроками, способствующими разработке целого ряда новых международных подходов и стандартов, чрезвычайно важных для страховщиков депозитов.

- О каких именно подходах и стандартах идет речь?

- В частности, реакцией на уроки кризиса стало принятие целого ряда международных инициатив и документов, призванных укрепить глобальную и национальные финансовые системы, повысить качество регулирования и надзора, гармонизировать подходы к работе со слабыми финансовыми институтами, усилить механизмы защиты потребителей финансовых услуг.

Я хотел бы назвать только некоторые из решений и документов, принятых в последние годы, которые представляют важность для нас - страховщиков депозитов. Это одобренные "Группой двадцати" программы реформирования финансового сектора: the Framework for Strong Sustainable and Balanced Growth, the Government Borrowing and Public Debt Sustainability, Financial Inclusion Action Plan.

Совет финансовой стабильности стал главным координатором международных усилий, нацеленных на реформирование финансового сектора. Для нас особенно важно одобрение СФС в 2009 году "Основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов", разработанных совместно Базельским комитетом по банковскому надзору и Международной ассоциацией страховщиков депозитов (МАСД), а также разработка "Ключевых атрибутов эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов".

Признанием важности указанных документов явилось то, что они стали предметом проведения сравнительных анализов стран практически сразу после их вступления в силу. Доклад по результатам анализа систем страхования депозитов был выпущен в феврале 2012 года, а по режимам урегулирования несостоятельности - в апреле 2013 года. Эти доклады служат основой для планирования и совершенствования деятельности страховщиков депозитов, а МАСД на основании рекомендаций СФС уже подготовила четыре новых руководства для страховщиков депозитов.

Я хотел бы напомнить, что в этом году Россия возглавляет Группу двадцати. Она предложила обширную программу действий, и реформа финансового регулирования является одним из трех приоритетов. К сентябрьскому саммиту, который состоится в Санкт-Петербурге, СФС представит доклад с оценкой прогресса в разрешении проблемы "too big to fail". Он (СФС) должен обеспечить дальнейшее развитие и мониторинг системы регулирования "too big to fail" институтов, а также внедрение принципов и пруденциальных мер, касающихся национальных системно значимых банков. Мы считаем, что эти инициативы очень важны для всех страховщиков депозитов, а не только из стран большой двадцатки.

­- Можем ли мы поговорить о вызовах, которые стоят перед нашей страной и российской системой страхования вкладов?

- Нестабильность на глобальных рынках негативно сказывается и на России. Понижен до 2,4% прогноз роста ВВП в 2013 году (в 2012 году - 3,4%). Уровень инфляции в текущем году ожидается на уровне 6%, что лишь немного меньше показателя прошлого года - 6,6%. Глобальная нестабильность приводит к оттоку капитала в safe harbors, волатильности цен на сырьевые товары. Недостаток ликвидности приводит к обострению конкуренции "за деньги" на банковском рынке, а также сдерживает рост кредитования экономики и инвестиций в реальный сектор.

В целях предотвращения негативных последствий Россия стремится накапливать золотовалютные резервы и формировать резервный фонд. В настоящее время они составляют 520 и 84 млрд долларов США соответственно. Центральный банк и Министерство финансов предоставляют поддержку ликвидности банковскому сектору, совершенствуется система финансового регулирования и надзора.

В 2014 году должно состояться объединение регуляторов банковского сектора и фондового рынка, и Центральный банк станет интегрированным финансовым регулятором, отвечающим за надзор за банками, фондовыми и страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, микрофинансовыми организациями и прочим. Уверен, что такая интеграция позволит лучше отслеживать и реагировать на возникающие системные риски и угрозы финансовой стабильности.

Что касается собственно АСВ, то агентство постоянно отслеживает риски, которые могут угрожать устойчивости системы страхования вкладов. Среди таких рисков я выделю лишь некоторые. Происходит динамичный рост вкладов, привлекаемых банками. В прошлом году их общий объём вырос на 20%, в этом году мы ожидаем близких значений. Соответственно быстро растет и размер нашей страховой ответственности.

Все это сопровождалось "гонкой процентных ставок", поскольку многие банки, испытывающие недостаток ликвидности, для пополнения своих ресурсов вынуждены были вести агрессивную политику, привлекая вкладчиков повышенными процентами. Соответственно, чтобы обеспечить прибыльность своей деятельности такие банки проводят более рискованную кредитную и инвестиционную политику. Такое поведение банков также повышает риски, ложащиеся на ССВ. Сейчас ситуация стабилизировалась, во многом благодаря действиям надзорного органа, но пока об устранении этого риска говорить рано.

Беспокоит нас и распространение практики страховых мошенничеств, когда незастрахованные вкладчики разбивают вклады, превышающие установленный страховой лимит, или переводят средства с незастрахованных счетов на застрахованные в преддверии отзыва лицензии у банка. Все это возлагает дополнительную нагрузку на фонд страхования вкладов, отвлекает значительные кадровые ресурсы, поскольку мы вынуждены судиться с такими фиктивными вкладчиками.

Для нас как ликвидаторов и санаторов банков также актуальными являются проблемы рыночной дисциплины в банковском секторе, предотвращение выдачи кредитов аффилированным заемщикам и вывод активов накануне отзыва у банка лицензии.

- Будут ли меняться вмененные АСВ функции санации и ликвидации?

- Есть несколько соображений по вопросу совершенствования нашего режима санации и ликвидации банков. Здесь наши ключевые задачи - следующие.

Во-первых, это придание постоянно действующего характера законодательству о санации системно значимых банков. Пока он действует до конца 2014 года, но мы достигли согласия с Правительством и Центральным банком о внесении необходимых поправок в соответствующий закон.

Во-вторых, мы рассматриваем возможность расширения круга инструментов санации, в том числе за счет включения в него таких полномочий, как создание бридж-банков. Эти инициативы во многом основываются на "Ключевых атрибутах эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов" Совета финансовой стабильности.

В-третьих, мы подготовили законопроектные предложения по наделению Агентства правом оспаривать сомнительные сделки не только ликвидируемых, но и санируемых банков, привлекать к ответственности лиц, чьи действия повлекли необходимость санации. Одновременно мы будем продолжать заниматься совершенствованием правовой базы для привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении банков до банкротства.

- Каков круг будущих задач агентства?

- В Государственную думу внесен законопроект о повышении страхового возмещения с 700 тыс. до 1 млн рублей. Предполагается, что в сентябре состоится первое чтение. Если законопроект будет принят, то это будет уже четвёртое повышение страховки за десять лет работы системы страхования. Оно вызвано необходимостью восстановления реального уровня гарантий с учетом инфляции, накопленной с момента последнего повышения страховки в октябре 2008 года.

Одновременно предполагается "запустить" систему дифференциации страховых взносов банков. На первом этапе критерием дифференциации станет уровень процентных ставок по вкладам населения. Мы считаем, что в дальнейшем для дифференциации ставок должны будут учитываться и иные показатели риска, характеризующие достаточность капитала, ликвидность, качество активов и т. п.

Еще одной важной задачей для нас является повышение уровня информированности общества о ССВ. Мы постоянно отслеживаем соответствующие индикаторы, проводим опросы общественного мнения и, соответственно, корректируем нашу коммуникационную стратегию. Здесь я хочу отметить участие агентства в пятилетней программе повышения финансовой грамотности, реализуемой Россией совместно с Всемирным банком с 2011 года.

Кроме того, хочу отметить, что сейчас активно обсуждается идея использования имеющегося опыта АСВ для защиты пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Соответствующий законопроект уже подготовлен и проходит процедуру межведомственного согласования.

- Каким именно образом может быть использован опыт АСВ для защиты пенсионных накоплений в НПФ и использования их для долгосрочных инвестиций? Какие схемы могут быть использованы? Когда закон может вступить в силу?

- В соответствии с поручением Правительства РФ агентство участвует в разработке законопроекта о гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Его основной целью является обеспечение сохранности пенсионных накоплений застрахованных лиц в период накопления и гарантии выплат уже назначенных пенсий. "Несгораемой суммой" для этой системы будет номинал уплаченных пенсионных взносов для каждого застрахованного лица. Система гарантирования будет охватывать всех застрахованных лиц, участвующих в накопительной системе, что, безусловно, повышает ее социальную значимость и положительно повлияет на стабильность пенсионной системы России в целом.

Согласно законопроекту, система гарантирования будет двухуровневой. На первом уровне Пенсионный фонд России (ПФР) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ) должны будут создать внутренние резервы, а на втором уровне будет создан общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений, которым будет управлять АСВ.

Агентство обладает большим практическим опытом в осуществлении функционала, предусмотренного законопроектом, и возложение на АСВ дополнительных обязанностей потребует относительно небольших временных и финансовых издержек.

Вступление будущего федерального закона в силу запланировано на 1 января 2014 года. Таким образом, начиная с этой даты система гарантирования прав застрахованных лиц должна быть введена в действие.