Ирина Слюсарева
(Вестник НАУФОР №9 2020)

02.11.2020

Всемирный банк в своем обзоре «Перспективы мировой экономики» отмечает, что распространение covid-19 спровоцировало в мировой экономике самый глубокий спад за многие десятилетия. Можно ожидать, что пандемия приведет к рецессии в подавляющем большинстве стран с формирующимся рынком и развивающихся стран.

Призрачно все в этом мире бушующем, но это бы еще куда ни шло. Засада в том, что призрачное «все» вдобавок еще очень и очень изменчиво

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Известный консенсус в оценке последствий пандемии для мировой экономики состоялся. Более того, он уже успел поменяться. Важно, например, что изменились экономические прогнозы, делавшиеся авторитетными аналитическими инстанциями на 2020 год в части последствий пандемии коронавирусной инфекции. В начале года большинство прогнозов предвещало серьезные неприятности: в диапазоне от умеренных до сильных. Сейчас ожидания стали уже не такими мрачными. Например, Международный валютный фонд в своем очередном обзоре «Перспективы мировой экономики» (World Economic Outlook), отмечает, что глобальная экономика сократится в этом году на 4,4%. Серьезное ухудшение, да. Но еще в июне МВФ ожидал падения на 5,2%, так что все не так-то плохо.

Вместе с тем уменьшение падения - далеко не рост. Да и рост обещан не всем. Да и будет ли даже состоявшийся рост стойким, тоже вопрос. Мировая торговля в целом восстановилась. И хотя, скажем, российские домашние хозяйства не демонстрируют прежних объемов спроса, однако российский финансовый рынок выглядит неплохо. И не только российский. Фондовые рынки во многих странах восстановили или даже выросли. Мировая финансовая системы выглядит стабильной.

В то же время никуда не делся ряд неприятных факторов, спровоцированных пандемией. Безработица остается значительно более высокой, чем до начала вирусного кризиса. Рост потребления домохозяйств и объемы инвестиций продолжают сокращаться. А меры финансового стимулирования в значительной степени утратили силу. Как пишет автор «Project Syndicate» Эсвар Прасад, восстановление было умеренным, неравномерным и хрупким - и в обозримом будущем, вероятно, таким оно и останется. «Исходя из того, что доверие к частному сектору было подорвано, а борьба по сдерживанию вируса еще далеко не окончена, возрастают риски серьезного и длительного экономического рубцевания».

Неопределенность, как и было сказано. В том числе, относительно влияния пандемии на разные страны и регионы.

Согласно прогнозу МВФ, экономика Китая в этом году вырастет на 1,9%. Это - определенно рост. А вот американской экономике и экономикам европейских стран, согласно все тому же прогнозу, все еще грозит сокращение. Кроме того, сценарии для двух этих экономических блоков различаются. Газета «Файненшл Таймс» отмечает, что Соединенные Штаты, где Федеральный резерв и министерство финансов быстро поддержали финансовый рынок и рынок труда, могут в конце года показать результаты намного лучше результатов Европы. Европейская же экономика, судя по всему, сократится на 4,3%, тогда как в еврозоне сокращение составит 8,3%. В то же время экономика Великобритании, согласно имеющимся прогнозам, сократится на 9,8%, и даже это является небольшим улучшением в сравнении с ожиданиями МВФ в июне.

Расхождения в оценках экономических перспектив для основных стран с развивающимися экономиками тоже значительны. В отличие от Китая (и Южной Кореи), Индия испытывает определенные трудности в борьбе с пандемией, и, судя по всему, ее экономика в течение 2020-го года сократится на 10,3%. Серьезное падение! В не слишком выгодном положении, отмечает FT, находятся экспортеры нефти, а также те страны, которым важен спрос на внутренние услуги.

В ближайшие несколько кварталов восстановление экономики будет во многом зависеть от способности сдерживать распространение covid-19. В следующем году МВФ прогнозирует рост на 5,2%. Но если вакцины появятся раньше, чем ожидается, то перспективы роста могут оказаться еще более позитивными. Если же пандемия коронавируса продолжится, и ее станет еще сложнее сдерживать, то МВФ советует странам направить все доступные средства на поддержку системы здравоохранения и ослабление социальной напряженности. Однако следует трезво понимать, что уровень долга во многих странах с развивающейся экономикой (а также в некоторых развитых экономиках) уже сейчас стремительно увеличился до тревожного уровня.

В настоящий момент пандемия коронавируса еще далека от своего завершения. Главный экономист МВФ Гита Гопинат указывает, что впереди мир ожидает неизвестная и неровная дорога. Исполнительный директор МВФ Кристалина Георгиева предупреждает о серьезных последствиях пандемии. Как известно, обычно МВФ готовит доклад «Перспективы развития мировой экономики» (ПРМЭ) дважды в год, в качестве документации к заседаниям Международного валютно-финансового комитета. Документ является главным инструментом в глобальной деятельности МВФ. В докладе приводятся анализ и прогнозы МВФ относительно экономических изменений на глобальном уровне, в основных группах стран (по регионам, уровню экономического развития и так далее) и в отдельных странах. Основное внимание уделяется существенным вопросам экономической политики, а также анализу экономических изменений и перспектив.

В последнем (осеннем) выпуске Доклада на 2020 год отмечается, что пандемия covid-19 унесла более миллиона человеческих жизней, и потери продолжают расти. Еще большее число людей перенесли болезнь в тяжелой форме. Почти 90 миллионов человек, как ожидается, в этом году окажутся ввергнуты в крайнюю нищету. Но все же есть поводы для надежды. Масштабы тестирования возросли, методы лечения улучшаются, испытания вакцин продвигаются, и некоторые образцы уже находятся на последней стадии исследований. А последние данные говорят о том, что экономика многих стран начала восстанавливаться более быстрыми темпами, чем ожидалось после снятия ограничений, введенных во время Великой самоизоляции.

Поводы для оптимизма имеются

Всемирный банк в своем обзоре «Перспективы мировой экономики» отмечает, что пандемия covid-19 спровоцировала самый глубокий спад в мировой экономике за многие десятилетия. И хотя окончательные последствия пока неясны, пандемия приведет к рецессии в подавляющем большинстве стран с формирующимся рынком и развивающихся стран. Она также повлечет за собой долговременные негативные последствия для производительности труда и потенциального объема производства.

Согласно базовому прогнозу ВБ, в 2020 году ожидается сокращение мирового ВВП на 5,2 процента. В большинстве стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран в этом году ощутимо сократятся доходы на душу населения. Пандемия ярко высветила настоятельную необходимость политических мер по смягчению ее последствий, защите уязвимых слоев населения и усиления способности стран справляться с подобными событиями в будущем. Кроме того, крайне важно решать проблемы, связанные с неформальными трудовыми отношениями и ограниченными масштабами систем социальной защиты, а также проводить реформы, позволяющие обеспечить уверенный и устойчивый рост экономики.

Быстрый рост числа случаев заболевания covid-19, который повлек за собой широкий спектр мер с целью замедлить распространение вируса, привел к стремительному торможению экономической активности во многих регионах мира. Прогнозы экономического роста по всем регионам были пересмотрены в сторону резкого понижения. Многим странам удалось избежать более неблагоприятных последствий благодаря масштабной поддержке за счет мер налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Ожидается, что, невзирая на эти меры, в 2020 году доходы на душу населения во всех развивающихся регионах тем не менее сократятся.

Если говорить конкретно о регионе Европа/Центральная Азия, то его экономика столкнулась с существенным оттоком инвестиций, вызванным «бегством в качество», и расширением спреда по облигациям. Относительная слабость валют способствовала росту стоимости заимствований, а резкое сокращение экспорта усугубило нагрузку на платежный баланс. В ответ на эту кризисную ситуацию центральные банки многих стран региона наращивают масштабы поддержки денежно-кредитной системы, а власти проводят интервенции на валютных рынках в целях стабилизации валют своих стран и снижения волатильности (например, в Казахстане), либо используют в этих целях суверенные фонды (например, в Азербайджане и Российской Федерации), пишет Всемирный банк.

Экономика многих стран Европы и Центральной Азии оказалась плохо подготовленной к пандемии. В экономике региона прогнозируется спад на 4,7%, рецессия затронет почти все страны. По сценарию, предполагающему постепенное сглаживание последствий пандемии и восстановление торговли и инвестиций, ожидается, что в 2021 году экономика Европы и Центральной Азии оживится и покажет рост на 3,6 процента. Кроме того, ожидается, что на темпах роста экономики стран региона, экспортирующих энергоресурсы, включая Россию, Казахстан и Азербайджан, скажется сохранение цен на нефть на низком уровне. Экономику России, по прогнозам Всемирного банка, в этом году ждет спад на 6%, обусловленный скачком заболеваемости covid-19 и падением цен на нефть. Влияние вспышек коронавирусной инфекции тормозит частное потребление и инвестиции. На этом фоне в 2020 году ожидается спад экономической активности во всех субрегионах: в Центральной Европе на 5%, на Западных Балканах на 3,2%, на Южном Кавказе на 3,1%, в Восточной Европе на 3,6% и в Центральной Азии - на 1,7%. Последствия для экономической активности характеризуются крайней неопределенностью и могут оказаться более тяжелыми в случае усугубления пандемии и углубления сопутствующего ей спада деловой активности. Серьезнее всех пострадают страны, для экономики которых характерны прочные торговые и финансовые связи (в том числе за счет денежных переводов) с зоной евро или Россией.

Налицо явное преобладание риска негативного развития ситуации. Дальнейшее распространение инфекции по странам региона и принятие в связи с этим ограничительных мер ляжет еще более тяжелым бременем на потребление и инвестиции. Длительная рецессия может отрицательно сказаться на финансовом секторе стран региона и усилить риск финансовой нестабильности. Продолжительное ухудшение настроения инвесторов может стать причиной существенного сокращения объемов прямых иностранных инвестиций, - таким прогнозом заканчивается региональная часть обзора Всемирного банка.

Алаа Шахин, автор агентства «Bloomberg», выявляет для читателей неочевидную, но весьма любопытную особенность тех способов решения экономических проблем, которые появились именно вследствие борьбы с covid-19: в центре внимания правительств, пишет он, вдруг снова оказалась бюджетная политика. Правительства стали субсидировать заработную плату, давать домохозяйствам пособия, а бизнесу - гарантии по ссудам. Уже сейчас государственные расходы, которые снижают уровень пандемического спада, все чаще и чаще рассматриваются как очень важный инструмент, способствующий устойчивому восстановлению экономики. И если появляются хотя бы какие-то намеки на их уменьшение, инвесторы начинают беспокоиться.

Сколько же еще времени будет работать бюджетный насос, задается вопросом г-н Шахин. Работа этого насоса является серьезной проблемой для политиков, отвечающих за национальные бюджеты. Традиционные барьеры, ограничивавшие бюджетные траты, сейчас исчезают. Финансовые рынки готовы ссужать правительствам деньги под очень низкие проценты. А центробанки стали призывать к увеличению дефицитных расходов, скупке части образовавшихся долгов, а также обещать низкие затраты по займам в далеком будущем.

В краткосрочной перспективе инвесторов беспокоит, что политики станут сдерживать восстановление, выделяя слишком мало средств. По прогнозам JPMorgan, сильный бюджетный импульс, приданный мировой экономики в этом году, может обернуться замедлением роста на 2,4 процентных пункта в 2021 году, поскольку программы помощи пострадавшим от коронавируса завершаются.

В ситуации пандемии оказалось, что бюджетные стимулы оказывают более сильное воздействие, нежели меры денежно-кредитной политики, поскольку в этом случае денежные средства можно направлять напрямую домохозяйствам и предприятиям. Кроме того, бюджетные стимулы лучше подходят для оказания адресной помощи - например, безработным. В то время как центробанки способны увеличить покупательную способность экономических субъектов лишь косвенным путем, через изменение цены заимствования. По мнению экономистов Goldman Sachs и других банков, в США, например, фискальная поддержка после выборов президента возобновится в любом случае. Дональд Трамп в случае победы обещает еще больше снизить налоги. Кандидат от демократов Джо Байден анонсировал программу расходов на сумму 3,5 триллиона долларов, которая будет реализована в случае его победы. «Милтон Фридман больше не командует парадом», - заявил Байден в интервью Politico в апреле нынешнего года.

В Европе, где осторожность в вопросах бюджетной политики имеет глубокие корни, в нынешнем году политические лидеры тоже сделали большой шаг в направлении объединения бюджетных ресурсов, замечает далее Алаа Шахин. Официальные лица Германии заявляют, что в ближайшее время в этой стране возврата к сбалансированному бюджету ждать не стоит. В Великобритании правящие консерваторы, выступавшие за политику жесткой экономии после кризиса 2008 года, исключают повторение принятых в те времена мер, хотя и начали говорить о повышении налогов для финансирования мероприятий, направленных на борьбу с пандемией. Новый премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга заявил, что с консолидацией долга придется подождать до тех пор, пока не возобновится экономический рост. По его мнению, пределов для правительственных заимствований не существует.

На современном этапе развития Япония оказалась первой крупной страной, в которой денежно-кредитная политика уже не могла стимулировать спрос за счет удешевления заимствований, тем более что домохозяйства и предприятия не были заинтересованы в увеличении объема долгов. А вот правительство делать долги могло - и оно делало все новые и новые заимствования. Это был один из первых сигналов того, что правительства могут вернуться к налогово-бюджетному стимулированию. После 2008 года в аналогичном положении оказалась большая часть развитых стран мира. Не имея возможности и дальше снижать краткосрочные ставки, центральные банки попытались уменьшить долгосрочные издержки заимствований в результате перехода к покупке ценных бумаг, в основном государственных. Бывший заместитель управляющего Банком Англии Чарли Бин (Charlie Bean) указывает: «Мира, где первую скрипку играют центральным банки, больше нет; нам придется все чаще наблюдать за тем, как мяч перехватывают и ведут к воротам правительство и налогово-бюджетная политика».

В настоящее время экономисты сходятся во мнении о том, что после кризиса 2008 года переход к политике жесткой экономии произошел слишком рано. Экономический рост начал замедляться еще за десять лет до появления коронавируса нового типа. После Великой депрессии 1930-х годов большинство правительств стран Запада превратились в ревностных приверженцев кейнсианской политики. Они направляли бюджетные средства на стимулирование спроса и создание рабочих мест. Однако в 1970-е годы, когда одновременно росли безработица и цены на товары и услуги, храм кейнсианства рухнул. Рычаги макроэкономического управления перешли в руки центральных банков с их политикой установления целевых показателей инфляции. По мнению Кэтрин Манн, главного экономиста Citigroup, переломным моментом стало повышение процентных ставок в 1980-е годы, инициатором которого был председатель ФРС США Пол Волкер. Однако Манн пока не уверена, что политический ответ на covid-19 относится к той же самой категории фундаментальных решений, кардинально меняющих всю картину. В нынешней ситуации, считает Манн, правительства должны использовать налогово-бюджетную политику для достижения не только краткосрочных («выведение экономики из депрессивного состояния»), но и долгосрочных целей, - например, уменьшения неравенства. В мире экономической науки, - замечает Алаа Шахин, - все громче слышны голоса сторонников так называемой современной денежной теории (Modern Monetary Theory). Они утверждают, что в периоды низкой инфляции государство, как правило, имеет возможность для крупных расходов, и настаивают на необходимости осуществления смелых бюджетных программ, таких как Новый зеленый курс. Все это указывает на необходимость перестройки управления экономикой. По мнению Пола Маккалли, бывшего главного экономиста компании Pacific Investment Management (крупнейший мировой инвестор на рынке облигаций), эта перестройка должна была произойти еще лет десять назад после финансового кризиса. Появление коронавируса ознаменовало собой завершение процесса изменения режима макроэкономического управления. «Хватит притворяться, - заявил Маккалли. - Мы живем в мире, в котором господствует налогово-бюджетная политика».

Так произойдет ли перестройка моделей управления экономикой? Поменяют ли ответственные инстанции денежно-кредитные рычаги на фискальные? Или же будут предприняты иные меры, позволяющие миру избежать масштабной экономической рецессии, триггером которой стала пандемия? Неопределенность. И еще раз - неопределенность. Очевидно лишь одно: мир хочет восстановления экономического благополучия. Однако не факт, что получит его.

Как заключает журнал «The Economist», «вакцина, если она будет применена в достаточно широком масштабе, сможет быстро восстановить нормальное состояние. Однако шрамы все равно останутся. Даже банк «Голдман Сакс», который «по-бычьи» оптимистично настроен в отношении использования вакцины, считает, что безработица в Америке вернется на предшествовавший пандемии уровень в 4% не раньше 2025 года. Сама нынешняя болезнь имеет долговременное воздействие, поэтому спад в мировой экономике будет продолжаться еще в течение некоторого времени».