Email:
Пароль:
О НАУФОР
Членство в НАУФОР
Стандарты и рекомендации
Информационные материалы
Аттестация и обучение
Мероприятия
"Вестник НАУФОР"

Олег Ячник (Вестник 7-8/2008)

ВРЕМЯ РАСТИ

Генеральный директор Инвестиционной группы “Олма” Олег Ячник рассказывает главному редактору журнала “Вестник НАУФОР” Ирине Слюсаревой о том, почему брокеру и управляющему важно иметь в своей продуктовой линейке деривативные продукты, в каких ситуациях бутерброды исчезают мгновенно, а также дает прогноз значения Индекса РТС на конец 2008 года.

- Олег Евгеньевич, в нынешнем году вы возглавили Совет директоров НАУФОР. Более того, входите в Совет директоров на протяжении всей деятельности нашего профсоюза брокеров. Какие цели вы ставите перед организацией как председатель ее Совета?

- Я действительно вхожу в совет директоров НАУФОР с момента основания организации. Если быть точным, то даже еще раньше. Поскольку НАУФОР, как известно, была создана на базе ПАУФОР (Профессиональной ассоциации участников фондового рынка), которая существовала два года и затем разделилась на две части: некоммерческое партнерство РТС, ставшее впоследствии биржей, и НАУФОР, которая занимается развитием и защитой отрасли, лоббированием интересов ее участников.

Я помню, как в этой комнате, где мы сейчас беседуем, на заседаниях Совета директоров ПАУФОР собирались люди, стоявшие у истоков рынка: Дмитрий Васильев, Дмитрий Пономарев, Рубен Варданян, Марлен Манасов, Борис Йордан, Владимир Грабарник и многие другие. Мы обсуждали, каким должен быть наш рынок ценных бумаг, строили первую торговую систему, разрабатывали принципы саморегулирования. Круг обсуждаемых вопросов был очень широк - создавалась новая отрасль. Споры были серьезными по накалу и долгими. Помню, как во время одних таких дебатов, затянувшихся до позднего вечера, пришлось на скорую руку организовать хоть какую-то еду. За снедью были посланы гонцы в ближайший магазин, женщины подвергли продукты легкой кулинарной обработке. Огромные подносы с бутербродами исчезли мгновенно!

Так начинался НАУФОР.

Ну а если серьезно, то с самого начала профсоюз брокеров, каким мы его видели, должен был отстаивать интересы профессионального сообщества в самом широком диапазоне - от создания соответствующего законодательства до работы с регулирующими органами.

Каждое время ставит новые задачи. НАУФОР - правильное место для их решения. Национальная ассоциация участников фондового рынка, с одной стороны, независимая организация, с другой стороны, представляет практически все рыночные структуры и все регионы.

На этой площадке можно обсуждать проблемы во всех аспектах и пытаться находить решение проблем с учетом интересов всех участников рынка. Можно двигаться, развивать рынок в нужном направлении.

В настоящий момент чрезвычайно важным является создание международного финансового центра, это даст преимущества всем - и инвесторам, и эмитентам, и самой стране, потому как наличие подобных центров является одним из признаков конкурентоспособности экономики, роста влияния в мире, а также экономического, а значит, политического суверенитета.

У Москвы для этого есть все предпосылки: и укрепление в последнее время российской экономики, формирование стабфонда, и конечно, наш большой плюс - ее удачное географическое положение, между Европой и Азией. Помимо того что город является серьезным транспортным узлом, в плане биржевой торговли российский фондовый рынок работает тогда, когда в Европе рынки еще не открылись, а Азия уже закрылась.

Расширяя круг иностранных инвесторов на нашем рынке, мы сможем сделать рубль резервной валютой: контрагенты при расчетах по сделкам обязаны будут рассчитываться в рублях, соответственно, им придется часть средств держать в российской валюте.

Осталось сделать рынок привлекательным как для инвесторов, так и для эмитентов. Для этого необходимо развивать инфраструктуру фондового рынка, вносить изменения в законодательство.

В России имеется огромный потенциал развития собственной инвесторской базы, класса национальных инвесторов. Но этот потенциал сдерживается тем, что на рынке сейчас обращается не так много инструментов, как на западных биржах.

Однако значительное количество российских компаний предпочитает торговаться за пределами страны по той причине, что в уже существующих крупных финансовых центрах больше ликвидности, созданы лучшие условия привлечения денег. Если ситуацию изменить, то размещения российских компаний, которые очень интересны иностранным инвесторам, привлекут западные деньги уже к нам, они придут сюда для покупки наших активов. Но для того, чтобы это случилось, иностранному инвестору надо создать удобные и выгодные условия. Нужны определенные льготы - в первую очередь налоговые, нужно разумное упрощение организационных процедур.

Другой немаловажный фактор повышения статуса нашего рынка - его позитивный имидж, причем как в глазах отечественных, так и зарубежных инвесторов.

В России сегодня, кроме брокерских и управляющих компаний, частным инвестором особо никто не занимается, а вовлечение населения - фундамент финансового центра. Мы видим, что на развитых западных рынках, помимо крупных институциональных инвесторов, работает громадное количество мелких частных инвесторов. Нужны широкие государственные образовательные программы, которые учили бы человека правильно распоряжаться своими деньгами. Сейчас подобная работа ведется недостаточно, особенно если сравнивать с другими странами. Те 0,5% процента населения, которые участвуют в российском фондовом рынке сейчас, - это очень мало.

- Какие структуры должны быть движителями подобного вовлечения в рынок?

- По большому счету, следует создать единую государственную программу. В определенной степени она должна быть образовательной, разъяснительной. В нее надо вовлекать образовательные учреждения, СМИ. Участники фондового рынка ее, безусловно, поддержат, так как заинтересованы в росте клиентской базы.

- К какому именно росту клиентской базы стремится инвестиционная компания “Олма”?

- Группа компаний “Олма” работала с частными инвесторами с первого дня своего существования.

И основное направление привлечения клиентов для нас сейчас - это крупные частные клиенты. В этом мы видим клиентскую нишу нашей компании, на это ориентируем нашу продуктовую линейку и условия обслуживания.

Серьезное развитие в рамках группы: появился европейский, полностью лицензированный брокер Olma Financial Services Ltd. Его клиенты могут торговать на основных зарубежных площадках разными инструментами.

Компания Olma Investments Canada Ltd. может помочь эмитентам разместиться на Торонтской бирже, где обращается большое количество акций ресурсных компаний.

Большое внимание мы уделяем российским компаниям “второго эшелона”. Капитализация российского рынка растет за счет роста котировок ликвидных акций, круг которых расширяется. Те компании, которые еще вчера можно было отнести к “третьему” или даже “четвертому эшелону”, сегодня становятся все более ликвидными. И помощь им в этом, вывод их в более ликвидные списки - одно из основных направлений работы “Олмы”. Аналитические исследования в первую очередь направлены на поиск наиболее интересных и недооцененных компаний. “Олма” имеет устойчивые связи в регионах для развития этих проектов, что позволяет “держать руку на пульсе”.

Имея отношения с эмитентами, установленные еще во времена приватизации, и расширяя их, ОЛМА продолжает совершать корпоративные сделки для компаний с малой и средней капитализацией, у которых меньше возможностей для привлечения капитала, чем у крупных, но при этом, как правило, они испытывают большие потребности в этом.

Сейчас мы также достаточно серьезно занимаемся развитием клиентской базы, связанной со срочным рынком. Это направление принципиально важное: во всем мире объемы операций на рынке деривативов существенно превышают объемы рынка спот. Успехи нашей компании в этом направлении уже не раз отмечались рынком: за последние четыре года “Олма” трижды побеждала в номинации “Компания срочного рынка” на конкурсе НАУФОР “Элита фондового рынка” и становилась лауреатом.

Наконец, управляющая компания “Олма-Финанс” ориентирована как на розницу, так и на средних и крупных клиентов. Эта компания сейчас стоит на пороге больших изменений - уже практически готова новая широкая линейка фондов и услуг по индивидуальному доверительному управлению активами. Штат компании значительно расширен и укреплен. Я уверен, что управление активами через фонды или индивидуально будет активно развиваться в России с ростом благосостояния наших граждан, больше будет появляться инвесторов, готовых вкладывать свои средства на 5-10-15 лет.

- Какие дополнительные возможности дают деривативные инструменты?

- Самые разнообразные. И страхование ценовых рисков, и возможность получения прибыли при растущем или падающем рынке с использованием эффекта рычага, но существенно дешевле, чем используя механизмы маржинальной торговли. Более продвинутым инвесторам хорошо знакомы опционы, позволяющие получать прибыль даже при отсутствии явной ценовой динамики на рынке. Сейчас все большее распространение получают инструменты с защитой капитала, частично состоящие из деривативов. Кроме этого, деривативы - это еще и возможность для обычного инвестора торговать нефтью, золотом, пшеницей, сахаром и другими товарами, не получая реальной их поставки.

Конечно, рынок деривативов - это в основном рынок профессионалов, людей, которые смогли разобраться в механизмах его работы и рисках. Сейчас на этом рынке в нашей стране открыто всего порядка 30 000 счетов. Это мало, но эта цифра увеличивается с каждым годом одновременно с резким ростом данного рынка. Уверен, что перспективы срочного рынка в России хорошие. Сегмент фондовых деривативов уже догнал по своим объемам российский рынок акций и должен превысить его в несколько раз. Большие надежды также возлагаю на развитие сегментов товарных и кредитных деривативов, хотя для их развития предстоит сделать еще очень много, включая поправки в налоговое законодательство. Но без развитого рынка товарных и кредитных деривативов сложно представить себе мировой финансовый центр.

Наша компания придает серьезное значение работе на срочном рынке. По моему ощущению, мы первыми из отечественных брокеров предложили нашим клиентам в доверительном управлении стратегию работы на срочном рынке. “Олма” - маркет-мейкер по целому ряду контрактов на рынке деривативов, исполнительный директор ИФ “Олма” Андрей Белинский является заместителем председателя Комитета по срочному рынку РТС и одним из создателей рынка FORTS. В общем, мы двигаем срочный рынок и технологически, и идеологически, и практически. У нас есть и клиенты, и оборот.

- Андрей Белинский - хорошо известный рынку человек. Как удается удерживать специалистов такого уровня в ситуации, когда большие инвестбанки “пылесосят” рынок в поисках нужных работников?

- Для специалистов высокого уровня очень важно, чтобы перед ними стояли большие интересные созидательные задачи, решение которых требует ежедневной творческой отдачи, чтобы в компании была деловая и в то же время доброжелательная атмосфера. И, конечно, чтобы была перспектива.

- Какими методами вам удается шестнадцать лет удерживать клиентов в нынешних условиях, когда на рынок выходят гиганты? Почему бы вашему клиенту не уйти в какой-нибудь другой инвестбанк? Они ведь не только обладают большими ресурсами, но и бренды у них сильные.

- Во-первых, для клиента очень важно качество обслуживания. Мы предлагаем клиенту индивидуальный подход к решению его вопросов, зачастую даже не связанных с фондовом рынком. Далеко не всегда это могут сделать гиганты.

Во-вторых, клиент оценивает результаты работы брокеров, управляющих. Кто показывает лучший результат, тот и привлекает больше клиентов. Хотя заслуги прошлых лет не гарантируют успеха в будущем.

В-третьих, для клиента очень важен продукт, который ему предлагают. К сожалению, выбор финансовых инструментов пока очень ограничен (несколько десятков акций и облигаций), поэтому, предлагая новые продукты “второго эшелона”, срочного рынка, мы не только заинтересовываем своих клиентов, но и привлекаем новых. Зачастую они приходят из компаний с очень известными брендами.

- Некоторые компании делающие ставку на клиентоориентированность, дают клиентам очень удобный и приятный, уникальный сервис, включающий в себя много опций помимо непосредственного управления активами. Насколько оправданным представляется вам такой подход вообще?

- В любой компании такой подход предоставляется только самым крупным клиентам. Клиент с миллионом рублей вряд ли сможет пользоваться услугами private banking. Но в целом такой подход абсолютно оправдан.

Менеджеры, работающие в private banking, wealth management или life style management, сами принадлежат к той же социальной категории, что их клиенты: они смотрят те же спектакли, посещают те же магазины, рестораны и мероприятия, у них те же места отдыха, те же интересы. Они хорошо понимают проблемы и потребности клиентов. Это создает у клиентов сильное ощущение дополнительного комфорта.

Поэтому такой сервис будет существовать всегда. И всегда будет ориентирован на очень богатых клиентов.

- Каков ваш прогноз значения Индекса РТС на конец 2008 года?

- Предполагаю, что к концу года Индекс вновь вернется к той максимальной отметке, которой он уже достигал - к значению около 2500 пунктов.

Полная версия данной статьи доступна только для подписчиков журнала.

Дата публ./изм.
19.09.2008