Как роботы-советники помогают с инвестициями - Ведомости, 1 ноября 2023

01.11.2023

Кому подходят такие программы, а кому – классический инвестиционный консультант

Интерес граждан к фондовому рынку продолжает расти. Так, число россиян с брокерскими счетами на Московской бирже в сентябре 2023 г. достигло 27,5 млн человек. В этом месяце сделки на данной площадке заключило более 3,5 млн частных инвесторов, что стало рекордом за всю историю. Доля физлиц в объеме торгов акциями при этом составила 81%, а в объеме торгов облигациями – 30%. Кроме того, за первые девять месяцев 2023 г. данный показатель увеличился на 11,5% до 908 трлн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В последнее время при формировании портфеля инвесторы все чаще обращаются за помощью к профессиональным инвестконсультантам или роботам-советникам. В данной статье мы постараемся разобраться, чем эти форматы отличаются друг от друга и как решить, на чем остановить свой выбор.

Робот, а не человек

Инвестиционные советники появились в российском правовом поле в 2018 г. Ранее такие услуги не регламентировались и не подлежали лицензированию. Автоматизированные инвестиционные советники – это особые программы, которые помогают инвесторам подобрать стратегию с учетом рисков и следовать ей. Такие программы в обязательном порядке проходят аккредитацию в Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР).

Основная идея робота-советника заключается в том, чтобы сделать процесс инвестирования проще и доступнее для широкого круга людей. Он полноценно анализирует финансовые данные и с помощью специальных алгоритмов определяет оптимальную стратегию для вложений.

Для использования робоэдвайзера, так же как и для классического инвестконсультирования, клиенты заполняют опросник или проходят процесс профилирования, в результате чего определяются их цели, рисковые предпочтения и горизонт инвестирования. Исходя из этих данных, робот предлагает индивидуально настроенный портфель, который соответствует потребностям и желаниям клиента. Важно, что такой способ консультирования контролируют Банк России и НАУФОР.

Растущий интерес к роботам-советникам подтверждается статистикой. В настоящее время порядка 99% индивидуальных инвестиционных рекомендаций (ИИР) выдается программами [роботами], рассказала «Ведомости. Капиталу» первый вице-президент НАУФОР Екатерина Андреева. По данным Банка России, за восемь месяцев 2023 г. было выдано 212,5 млн ИИР.

«Причиной высокой популярности автоматических рекомендаций является их низкая стоимость. Российский фондовый рынок характеризуется высокой концентрацией активов розничных инвесторов на брокерских счетах (квалифицированные инвесторы, составляющие около 1,8% от общего числа клиентов, владеют 69% активов, 66% счетов пустые, и лишь каждый восьмой счет имеет сумму активов выше 10 000 руб.). Небольшой средний размер суммы вложений не предполагает возможности заплатить за совет живому консультанту, ведь при небольших суммах это существенно снизит ожидаемую доходность», ­– добавила Андреева.

Инвестировать с помощью робота могут и начинающие, и опытные инвесторы. После подбора ценных бумаг он присылает уведомления с предложениями о покупке или продаже активов.

Например, исходя из риск-профиля, брокер «ВТБ Мои Инвестиции» предлагает шесть стратегий для робота-советника: ультраконсервативную, консервативную, сбалансированную, агрессивную, ультраагрессивную, а также стратегию «Искусственный интеллект» (ИИ). Утверждается, что алгоритм подбирает оптимальное соотношение разных активов, чтобы сформировать для каждого клиента портфель с максимальной доходностью при допустимом риске. Советы робота на текущий момент предоставляются бесплатно, но клиенты платят комиссию за сами сделки. Ее размер определяется согласно брокерским тарифам.

По словам Андреевой, НАУФОР является организацией, имеющей право аккредитации программ для предоставления ИИР. В настоящее время организация аккредитовала 25 таких программ. Основная масса используемых на рынке программ автоконсультирования работает по простому принципу ветвления «если – то».

Несмотря на технологический принцип работы, роботы справляются с поставленными задачами в соответствии с риск-профилем клиента. Этому способствует тот факт, что инвестиции подчиняются определенным законам, которые можно алгоритмизировать.

«Мы предлагаем клиентам с агрессивным инвестиционным профилем стратегию на основе математических алгоритмов. Она подразумевает торговлю только ликвидными российскими акциями. В основе стратегии лежит модель машинного обучения и технологии оптимизации, анализирующие большое количество инструментов на достаточно глубокой истории данных за приемлемое время. Сама модель ориентируется на несколько базовых параметров: максимальный уровень просадки, горизонт анализа и иные, позволяя сформировать оптимальный портфель по соотношению доходность/риск», – рассказал начальник управления перспективных алгоритмов машинного обучения департамента анализа данных и моделирования ВТБ Денис Суржко по поводу применения ИИ в роботах-советниках.

Набор факторов и принцип их анализа являются ноу-хау команды департамента анализа данных и моделирования ВТБ, добавил Суржко. «Анализируются большие объемы данных, в процессе создания модели команда занимается отбором факторов и тестированием гипотез, выбирая те, которые позволяют формировать действительно оптимальные и доходные портфели», – пояснил он.

При этом робот-советник от «ВТБ Мои Инвестиции» помогает минимизировать время, потраченное на управление портфелем ценных бумаг, но он не предполагает коммуникации «клиент – управляющий», указал Суржко. Клиент принимает инвестиционную рекомендацию «как есть» и не может исполнить ее частично, но при этом имеет полное право к ней не прислушаться. Возможности обсудить и свериться с долгосрочными целями в этом случае нет. «Тем, кому важно глубоко понимать причины ребалансировок и иметь возможность общаться с консультантом, можно рассмотреть услугу классического инвестиционного консультирования», – сказал он.

«Роботы-советники сейчас постепенно набирают популярность, люди все чаще пробуют такой вариант, но пока он не стал основным. Пока большим спросом пользуются классические инвестиционные советники, доверительное управление и самостоятельное формирование портфеля. Однако сегмент роботов показывает более высокие темпы роста относительно других способов инвестирования», – полагает гендиректор «Бизнесдрома» Павел Самиев. Особо важно в этом случае правильно задать свой риск-профиль, подчеркнул он, чтобы избежать разочарования в финансовом результате. По его словам, на больших портфелях стоит пользоваться услугами классического консультанта.

Если все же человек

В России многие инвестиционные советники предлагают своим клиентам стандартные инвестиционные стратегии, просто разделяя клиентов на группы на основании их риск-профиля, рассказывает директор Национальной ассоциации специалистов финансового планирования Андрей Паранич.

Индивидуальный консалтинг – дорогостоящая услуга, которая больше подходит для состоятельных клиентов с активами не менее 5 млн руб., поясняет Паранич. Однако есть брокеры, которые предлагают доступ к живому консультанту за меньшую плату. Например, «ВТБ Мои Инвестиции» дает возможность клиентам с активами от 1 млн руб. общаться через чат с командой инвестиционных консультантов.

Как правило, клиенты платят советникам комиссию либо с прибыли, либо с совокупного объема активов. По этой причине они часто не заинтересованы в работе с небольшими портфелями. Только крупные и надежные организации могут позволить себе работать с умеренно большими портфелями.

«Ключевое отличие от робота в том, что советник помогает клиенту сформулировать его долгосрочные цели и составляет инвестиционный портфель в соответствии с ними, – продолжил он. – Советник старается всесторонне изучить клиента, понять его психологические особенности, вникнуть в его семейную ситуацию. Можно сказать, что советник выступает в роли психолога, помогая клиенту выбрать наиболее оптимальную для него финансовую стратегию. Также советник помогает клиенту в реализации выбранной стратегии, поддерживая клиента и помогая вовремя вносить в стратегию корректировки при изменении ситуации. Все это никак нельзя автоматизировать».

Поэтому, говорят в «ВТБ Мои Инвестиции», индивидуальное инвестиционное консультирование подойдет клиентам, которым требуются более персонализированный подход, возможность общения с советником, более гибкое и индивидуальное управление портфелем. «У нас есть два варианта получить консультацию от живого специалиста, а не от робота. В первом случае общение происходит с командой консультантов в чате. Клиент получает более гибкий выбор подключаемого портфеля, а также может отрабатывать тактические идеи. Объем активов в портфеле должен быть не менее 1 млн руб. Во втором – для личного общения и обсуждения идей с советником нужно иметь активы не менее 5 млн руб. Он поможет сформировать портфель под запросы клиента, учтет все пожелания», – рассказали в брокере ВТБ.

Таким образом, сегодня каждый клиент может выбрать для себя тот способ получения инвестиционных консультаций, который подойдет именно ему. Тем, кто хочет получать советы при минимальных затратах, имеет смысл обратить внимание на робота-советника. Кому важнее личное общение и более персонализированный подход, стоит присмотреться к классическому инвестиционному консультанту.

Олег Шелевейстер

Читать на сайте Ведомости