Письмо в ФСФР России о проверках профучастников, 9 февраля 2012, №79

09.02.2012

Руководителю
ФСФР России

Д.В. Панкину



Уважаемый Дмитрий Владимирович!



1. В связи с разработкой проекта Административного регламента по исполнению ФСФР России государственной функции проведения проверок (далее - Проект) и с учетом практики проведения проверок, направляем следующие предложения.

1.1 Предлагаем увеличить срок уведомления организации о проведении плановой выездной проверки до месяца. В настоящее время согласно п.9.1. Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом ФСФР России от 13.11.2007 № 07-107/пз-н (далее - Административный регламент), уведомление о проведении проверки осуществляется не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты начала проверки. Предметом плановой проверки является соблюдение организацией законодательства Российской Федерации, лицензионных требований и условий при осуществлении всей профессиональной деятельности, что требует подготовки к проверке значительного числа (до 70) документов и их копий, взаимодействия большого числа специалистов, в том числе различных подразделений организации, а также обеспечения участия в проверке ключевых сотрудников. Как показывает практика, 5-дневного срока недостаточно как для подготовки необходимых документов (что особенно проблематично для крупных организаций), так и для обеспечения участия в подготовке к проверке и в самой проверке соответствующих специалистов (они могут находиться вне организации - в отпуске, командировке, на учебе и т п.). Как результат, недостатки в подготовке к проверке в соответствии с п. 20.2. Административного регламента могут стать основанием для привлечения организации к ответственности за противодействие (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок - п. 19.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях).

По мнению НАУФОР, задачей плановой выездной проверки в отличии от внеплановой, проводимой по факту возможного нарушения установленных требований, является оценка финансового состояния организации, её способности добросовестно осуществлять профессиональную деятельность, выявление существенных или системных (повторяющихся) нарушений, что целесообразно закрепить в Административном регламенте. Разумеется также то, что проведение проверки не должно дестабилизировать операционную деятельность проверяемой организации. С учетом этого, внезапность плановой проверки, которая зачастую рассматривается как условие, обеспечивающее выявление существующих у организации нарушений, должна быть исключена из практики проведения проверок.

Практика внезапных плановых проверок на развитых зарубежных рынках отсутствует. Стоит отметить, что на зарубежных рынках компании предупреждаются о назначенных проверках заранее, и до их начала обычно организуются предварительные встречи инспекторов с руководством компаний и сотрудниками соответствующих подразделений. Например, в США инспекторы SEC (государственный регулятор) и FINRA (саморегулируемая организация) примерно за месяц до начала проверки организуют такие встречи для разъяснения порядка проверки, предполагаемых к проверке конкретных аспектов деятельности компании, что позволяет сотрудникам заранее подготовить необходимые пояснения и документы, а значит сократить сроки и повысить эффективность проверки. Причем в большинстве случаев уже на стадии подобных предварительных встреч контролеры (комплаенс офицеры) компании сообщают инспекторам о нарушениях, имевших место в течение проверяемого периода времени.

1.2. Предлагаем установить срок между плановыми выездными проверками в зависимости от масштаба деятельности организаций и размера принимаемых ими на себя рисков. При этом крупные компании должны проверяться чаще, чем небольшие, поскольку деятельность крупных компаний влияет на стабильность всего финансового рынка и, в случае возникновения у них проблем, последствия для рынка и его участников могут быть существенными. Предлагаем применить по аналогии законодательство о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и установить, что плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Предлагается также рассмотреть вопрос о том, что такой срок определяется с учетом проверок, проведенных не только самой ФСФР России, но и саморегулируемыми организациями. Кроме того, предлагается установить, что в ходе плановых проверок проверяющие вправе проверить только тот период деятельности организации, который прошел с момента предыдущей плановой проверки.

Стоит отметить, что, например, в США в последние годы SEC не проводит плановых проверок, делегировав эту функцию саморегулируемой организации FINRA. Это позволяет государственному регулятору, во-первых, фокусироваться на более серьезных нарушениях, а не рутинных мелких ошибках, а во-вторых, исключает дублирование проверок со стороны двух организаций, осуществляющих надзор.

1.3. Предлагаем исключить возможность предъявления требований к проверяемой организации о предоставлении документов, не предусмотренных нормативными актами для ведения соответствующей профессиональной деятельности и требующих специального обобщения иных документов (таблицы, справки и проч.). Представляется, что предметом проверки должны быть только документы, которые предусмотрены законодательством или создаются организацией в связи с осуществлением ею деятельности в соответствии с внутренними правилами. Подготовка иных документов является обременительной и сопряжена с повышенным риском совершения технических ошибок, которые проверяющими могут быть квалифицированы как противодействие (воспрепятствование) проверке.

1.4. Предлагаем исключить возможность предъявления требований к проверяемой организации о предоставлении документов, ранее представленных или согласованных с ФСФР России. Такие документы находятся в распоряжении службы (в центральном аппарате или региональных отделениях) и могут быть использованы проверяющими без повторного их получения от организации.

1.5. Предлагаем установить, что при проверке филиала организации проверяются только осуществляемые этим филиалом виды деятельности (операции, действия) и только те внутренние документы, которые разрабатываются (составляются) непосредственно в филиале. При проверке организации, имеющей филиальную сеть, срок представления ею проверяющим документов и (или) сведений, касающихся текущей деятельности филиалов, должен быть достаточен для подготовки таких документов (сведений).

1.6. Предлагаем исключить обязанность проверяемой организации предоставлять копии документов по устному требованию руководителя группы инспекторов (п.2.3.6.3. Проекта). Устное требование исключает возможность фиксации как самого факта предъявления требования, так и его содержания, что препятствует его выполнению и может привести к привлечению организации к ответственности. Считаем необходимым внести изменения в Проект, установив обязанность организации представлять копии документов только по письменному требованию инспекторов.

1.7. Предлагаем исключить возможность проведения внеплановой выездной проверки деятельности организации более чем за трехлетний период. В соответствии с п. 2.4.3 Проекта в случае поступления от органов государственной власти информации о наличии в деятельности поднадзорной организации нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР России, проверяемый период деятельности организации может составлять более 3 лет. Проведение проверки деятельности за столь длительный срок, по нашему мнению, возлагает на проверяемую организацию дополнительную нагрузку и может затруднить осуществление профессиональной деятельности в период проведения проверки.

При этом следует принять во внимание, что согласно положениям п. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

2. Дополнительно просим учесть ранее направленные в ФСФР России (исх. № 337 от 21.06.2011 и исх. № 377 от 06.07.2011) предложения НАУФОР по содержанию Проекта:

2.1. Дополнить первый абзац п. 2.8.1.5. Проекта обязанностью инспекторов по обеспечению ознакомления сотрудников саморегулируемой организации не только с предварительным текстом акта проверки, но и с подписанным актом проверки.

2.2. Дополнить п. 2.3.2.8. Проекта, касающийся внесения изменений в Единый квартальный план, процедурой информирования саморегулируемой организации об изменениях в Единый квартальный план.

2.3. Увеличить минимальный срок предоставления документов, необходимых для проведения проверки, до одного дня. Согласно второму абзацу п. 2.3.6.2. Проекта срок на подготовку документов устанавливается в требовании о представлении документов (информации) в пределах от 1 часа до 10 рабочих дней с момента получения требования - в зависимости от количества запрашиваемых документов, объема предоставления информации, с учетом времени, необходимого для подготовки письменных пояснений (справок).

Вместе с тем, подготовка любого документа, как правило, сопряжена с работой нескольких подразделений и проводится по установленной в организации процедуре, требующей согласования и подписания соответствующего сопроводительного письма (справки).

2.4. Повысить квалификационные требования, установленные в п. 2.3.3.3 Проекта, а именно: к инспекторам - до 1 года, к руководителям группы инспекторов - до 2 лет.

С уважением,

председатель Правления
А.В.Тимофеев