Предложения о развитии системы внутренних инвесторов в РФ, 6 ноября 2011

07.11.2011



Уважаемый Владимир Владимирович!



Направляем Вам совместные предложения от двух основных саморегулируемых организаций российского фондового рынка - Национальной фондовой ассоциации (НФА) и Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) - о развитии системы внутренних инвесторов в Российской Федерации.

Данные предложения имеют важное значение для реализации стратегии создания в Москве Международного финансового центра и выработки обсуждаемой в рамках G-20 системы мер по обеспечению финансовой стабильности в странах с формирующимися рынками.

Согласно пункту 19 плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Москве, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р, предусматривается подготовка проекта федерального закона, направленного на введение в действующее законодательство специальных целевых счетов (пенсионных, образовательных и т.д.) для инвестирования сбережений граждан.

По нашему мнению, реализация данных предложений требует скоординированных усилий профессионального сообщества и различных государственных ведомств.

Обеспечение устойчивого и глобально конкурентоспособного фондового рынка в России невозможно без привлечения на него внутренних инвесторов, ориентированных на долгосрочные стратегии. К сожалению, пока данная задача не решена. Число граждан, приобретающих акции и облигации на российских фондовых биржах, достигло 760 тыс. В 2011 г. рост их численности практически остановился. Из общего числа частных инвесторов лишь 100 тыс. регулярно совершают сделки на биржах. Многие из них придерживаются агрессивных спекулятивных стратегий (по нашим оценкам, средний клиент брокера полностью обновляет свой портфель каждые 2-3 дня), то есть не являются долгосрочными инвесторами.

Отсутствие достаточного числа внутренних частных инвесторов делает российский фондовый рынок крайне неустойчивым и зависимым от краткосрочных иностранных спекулянтов. Даже постепенный в течение нескольких месяцев вывод с рынка акций нескольких миллиардов долларов иностранными инвестиционными фондами, как показывает опыт 2006-2008 гг. и 2011 г., может вызвать падение рынка на десятки процентов.

Формирование внутрен

него спроса на ценные бумаги российских эмитентов может опираться на представителей среднего класса, располагающего значительными ресурсами. В России это 10-15% домашних хозяйств, зарабатывающих около трети доходов, получаемых населением.

Однако данная категория домашних хозяйств в настоящее время недостаточно мотивирована к долгосрочным сбережениям на фондовом рынке. Накопительный элемент пенсионной системы построен таким образом, что при годовых доходах 512 тыс.рублей и выше, их обладатель может рассчитывать лишь на снижающийся коэффициент возмещения утраченного заработка, который становится тем ниже, чем выше сумма официальной заработной платы. Добровольные отчисления в негосударственные пенсионные фонды не всегда привлекательны для самостоятельных людей, поскольку не позволяют им напрямую участвовать в инвестировании собственных сбережений. В этих условиях основная часть инвестиционных ресурсов среднего класса размещается на гарантируемых государством банковских депозитах, инвестируется в объекты жилой недвижимости и вывозится за пределы Российской Федерации.

Решению проблемы формирования долгосрочного внутреннего инвестора могли бы помочь индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), открываемые гражданам на добровольной основе в банках и инвестиционных компаниях. Основные предложения по их функционированию сводятся к следующему перечню.

1. В целях стимулирования разных форм сбережений населения ввести в Налоговом кодексе РФ отдельный вид вычета по НДФЛ в размере до 250 тыс. руб. в год с возможной дифференциацией размера данного взноса с учетом возраста клиента для средств, направляемых на инвестирование через:
- добровольное пенсионное страхование;
- индивидуальные инвестиционные счета (ИИС);
- добровольное страхование жизни.

Выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования и страхования жизни, а также по соответствующим ИИС должны подлежать налогообложению лишь при изъятии средств и только в части дохода по сравнению со сделанными взносами.

2. В Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" должен быть предусмотрен новый тип индивидуальных инвестиционных счетов, ведение которых осуществляется профучастниками рынка ценных бумаг (Приложение 1).

Индивидуальные инвестиционные счета с теми или иными особенностями нашли широкое применение в странах, достигших позитивных результатов в формировании внутренних инвесторов. В Австралии, Великобритании, Ирландии, Германии, Гонконге, Канаде, Нидерландах, Польше, Сингапуре, США, Чили, Швеции они активно используются в качестве третьего (добровольного) компонента пенсионной системы.

С помощью ИИС средний класс России получит удобный и привлекательный механизм обеспечения собственной финансовой безопасности. В отличие от действующих механизмов сбережений, например, индивидуальных пенсионных счетов в НПФ, ИИС сделают доступными для населения инвестиционно-финансовые услуги банков и небанковских финансовых институтов. Они позволят существенно повысить уровень финансовой грамотности населения.

Финансовые организации получат доступ к новому рынку инвестиционно-финансовых услуг и смогут повысить свою конкурентоспособность. Оказание услуг по долгосрочному инвестированию повысит инновационную составляющую деятельности участников финансового рынка.

С учетом изложенного просим Вас рассмотреть наши предложения на предмет внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство.

Приложение 1: Особенности ИИС - на 1 листе.

Приложение 2: Предложения по развитию системы дополнительного пенсионного обеспечения с помощью индивидуальных инвестиционных счетов - на 35 листах.