Предложения по регулированию розничного рынка FOREX

17.04.2012

(Подготовлены НАУФОР и одобрены Советом директоров НАУФОР 11 апреля 2012 года)

1. Введение государственного лицензирования операций розничного FOREX аналогично иным видам деятельности по оказанию услуг на финансовом рынке.

Механизм лицензирования деятельности на рынке FOREX позволит создать общий для всех финансовых организаций регулятивный режим оказания услуг на финансовом рынке, в том числе правила допуска на этот рынок и контроля за осуществлением на нем деятельности в целях защиты интересов потребителей этих услуг.

В настоящее время сделки на разницу, которые совершаются компаниями, оказывающими розничные услуги на рынке FOREX, попадают под определение, данное Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» понятию «производный финансовый инструмент» (статья 2) и по своему характеру соответствуют расчетному форварду. Стоит заметить, что этим законом предусматривается лицензирование брокерской деятельности как деятельности по совершению операций с производными финансовыми инструментами по поручению и за счет других лиц (статья 3), однако деятельность по совершению операций с производными финансовыми инструментами за собственный счет (дилерская деятельность) не лицензируется - в числе операций, являющихся признаками дилерской деятельности совершение операций с производными финансовыми инструментами не упоминается (статья 4). Это является пробелом в законодательстве, который должен быть закрыт в том числе, чтобы урегулировать операции с биржевыми производными финансовыми инструментами.

Оказание розничных услуг на рынке FOREX путем заключения за свой счет сделок на разницу, является наиболее близким к определению понятия дилерской деятельности. В связи с этим, внесение в определение понятия «дилерская деятельность» операций с производными финансовыми операциями, что является наиболее целесообразным, подчинит операции компаний, оказывающих услуги на рынке FOREX, правилам осуществления этого вида деятельности. При этом, также понятно и то, что регулирование такой дилерской деятельности предполагает определение ряда ее особенностей, в том числе определение механизма предоставления «плечей» клиентам, определение механизма хранения активов клиентов, что должно быть сделано частично на уровне закона, а частично - на уровне подзаконных нормативных актов.

2. Внесение изменений в ст. 1062 ГК РФ в части обеспечения судебной защиты по требованиям граждан на рынке FOREX

Сделки на разницу цен или валютных курсов, не предполагающие поставку соответствующих активов, несмотря на то, что они попадают под понятие «производный финансовый инструмент», данное Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», лишены судебной защиты, кроме случаев, когда одной из сторон таких сделок является кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг либо лицензированный участник организованных торгов. При этом требования, связанные с участием граждан в указанных сделках, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже. Для создания правовой защиты по требованиям граждан, связанным с операциями на рынке FOREX, из статьи 1062 ГК РФ необходимо исключить положение, ограничивающее судебную защиту соответствующих требований граждан только случаями заключения биржевых сделок. В этом случае распространение понятие «дилерская деятельность» на деятельность компаний, оказывающих услуги на рынке FOREX, позволит воспользоваться судебной защитой, предоставляемой ГК операциям с участием профессиональных участников рынка ценных бумаг.

3. Совершенствование налогообложения операций, в том числе: предоставление имущественного налогового вычета (сальдирование прибыли и убытков) по операциям с валютными парами и однородными инструментами, например по сделкам с различным базисным активом (ценные бумаги, товарные активы, драгметаллы).

Операции на рынке FOREX рассматриваются налоговым законодательством как операции с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке. При этом сальдирование прибыли и убытков по указанным операциям предусмотрено только в отношении аналогичных внебиржевых производных финансовых инструментов. У налогоплательщика отсутствует возможность уменьшить доход, полученный от операций с базовым активом (ценные бумаги, товарные активы, драгметаллы) на величину убытка от внебиржевых сделок на разницу цен (в том числе в отношении цен указанных ценных бумаг, товарных активов, драгметаллов) или валютных курсов. В связи с этим у налогоплательщиков возникают значительные трудности, связанные с исчислением и уплатой налогов по соответствующим операциям, и стремление избежать уплаты соответствующих налогов в России. Представляется целесообразным внесение изменений в Налоговый кодекс, предусматривающих возможность сальдирования прибыли и убытков по операциям с валютными парами и однородными инструментами, независимо от того, совершены ли они на биржевых торгах или на внебиржевом рынке с участием компаний, оказывающих услуги на рынке FOREX. Помимо этого необходимо также рассмотреть вопрос о возложении на компании, оказывающие услуги на рынке FOREX, обязанностей налогового агента в отношении доходов физических лиц, полученных ими от соответствующих операций.

4. Введение регулирования предоставления услуг клиентам, в том числе:

а) правил уведомления рисках, связанных с операциями на рынке FOREX;

б) ограничение количества «плечей» в зависимости от категорий клиентов;

в) правила происхождения котировок, принимаемых к расчету обязательств по сделкам на разницу и иные требования к соответствующим договорам;

г) правила хранения денежных средств клиентов.

В настоящее время в России отсутствуют правила предоставления клиентам услуг на рынке FOREX, направленные на обеспечение защиты их интересов, что создает риск массовых нарушений таких интересов и дискредитации в глазах населения иных операций на финансовом рынке. Кроме того, налицо регуляторный арбитраж, который заключается в том что в отсутствие правил оказания услуг на рынке FOREX, в отношении сходных услуг, в том числе в отношении брокерских услуг связанных с заключением сделок, являющихся производными финансовыми инструментами (включая сделки на валютном рынке) действует большое число правил. Эти правила включают в себя требования предупреждения о рисках, связанных с разными видами финансовых инструментов, разделение клиентов на категории и ограничение возможности предоставления ряда услуг для некоторых из этих категорий (в том числе ограничение «плечей», предоставляемых по маржинальным и необеспеченным сделкам), требования к договорам с клиентами, к отчетности по сделкам, правила выставления поручений, «поддержания» и закрытия позиций, правила ведения счетов клиентов.

Наиболее важными вопросами, требующими регулятивного решения являются предоставление потенциальным клиентам информации, необходимой для оценки ими рисков, связанных с операциями на рынке FOREX, количества «плечей», которые могут быть предоставлены разным категориям клиентов, требования к заключаемым с ними договорам, обеспечивающие юридическую определенность их отношений, объективность при определении возникающих у них обязательств, в том числе правила происхождения котировок и возможность их проверки.

Решение данных вопросов позволяет устранить регуляторный арбитраж, а также, что самое важное, обеспечить розничным клиентам приемлемый, сходный со сходными услугами, уровень защиты интересов на финансовом рынке.

Регулятивный режим не должен создавать необоснованных препятствий для ведения деятельности на рынке FOREX на российском рынке, и должен быть конкурентоспособным по сравнению с регулятивным режимом, действующим в отношении поставщиков аналогичных услуг на конкурирующих развитых финансовых рынках. Однако это соображение является общим для регулирования всех видов деятельности на финансовом рынке, поэтому в ходе разработки правил на рынке FOREX может быть осуществлен пересмотр ряда правил осуществления деятельности на фондовом рынке, что позволит в тех случаях когда это возможно сблизить такое регулирование, устраняя чрезмерные требования (например, правила совершения маржинальных и необеспеченных сделок) и повышая общую конкурентоспособность регулирования российского финансового рынка.

5. Введение требований к собственному капиталу, которые должны быть установлены с учетом рисков, принимаемых компаниями, оказывающими услуги на рынке FOREX.

Риски, связанные с деятельностью компаний, оказывающих услуги на рынке FOREX, могут привести к возникновению неплатежеспособности таких компаний, а в том случае, если они оказывают и иную деятельность - к риску неисполнения и иных своих обязательств. С учетом этого, к капиталу компаний, оказывающих услуги на рынке FOREX, должны быть предъявлены требования, которые должны быть установлены в зависимости от рисков, возникающих в деятельности конкретных компаний - резервирование под непокрытую позицию и иные требования.

6. Введение правил рекламы услуг на розничном FOREX и запрета на рекламу финансовых услуг, адресованную российскому населению, для компаний, не имеющих соответствующих лицензий.

В настоящее время реклама услуг на рынке FOREX вводит потенциальных клиентов в заблуждение как в отношении характера операций, в том числе рисков, связанных с ними, вероятности получения по ним дохода, так и в отношении наличия регулирования, лицензий, и, таким образом, защищенности их интересов. При этом в отсутствие законодательной квалификации деятельности на рынке FOREX как профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на рекламу соответствующих услуг не распространяются даже существующие в настоящее время правила рекламы финансовых услуг (статья 28 Федерального закона «О рекламе»). С учетом этого, в отношении рекламы данных услуг должны быть введены правила, которые исключали или снижали бы риск подобного рода заблуждений, что в целом решается распространением на деятельность на рынке FOREX понятия «дилерская деятельность» и рядом уточнений в Федеральный закон «О рекламе».

Помимо этого, учитывая, что в большинстве случаев заключение сделок на рынке FOREX происходит с иностранными компаниями, такая реклама, будучи адресована российским гражданам, является рекламой услуг, оказываемых из-за рубежа. Возможность рекламы услуг, подчиняющихся в России регулированию, предоставляемых из-за рубежа, где они могут не регулироваться или регулироваться на более низком уровне, чем в России, снижает эффективность российского регулирования. С учетом этого, реклама услуг, подлежащих в России регулированию и лицензированию, из-за рубежа должна быть ограничена или запрещена.