Выступление руководителья Проектного центра по интеграции, вице-президента ЗАО "ММВБ" Михаила Сухобока

Стенограмма выступления руководителя Проектного центра по интеграции, вице-президента ЗАО "ММВБ" Михаила Сухобока на IV Уральской конференции НАУФОР «Российский фондовый рынок», 6 октября 2011 года, Екатеринбург

Добрый день, коллеги!

Цель моего выступления здесь - снять возможные вопросы по процессам интеграции двух российских бирж (ММВБ и РТС), которые сегодня возникают в индустрии относительно этой сделки.

Немного хронологии. Сделка была подписана 29 июня. 5 августа она одобрена собраниями акционеров двух компаний. Не могу не отметить, что уже 11 августа мы начали считать совместно ряд показателей. Был установлен исторический рекорд: за один день двумя компаниями было заключено почти три миллиона сделок. Одна из быстрых побед, решение о которой было принято 30 августа, - это запуск производных на индекс ММВБ на рынке FORTS.

Этот шаг, дорогу к которому открыло объединение двух компаний, состоялся 30 сентября. С 1 сентября синхронизировано время торгов. 9 сентября мы получили долгожданное разрешение антимонопольного комитета. И весь сентябрь был, по сути, посвящен связи с комитетами пользователей, которых на сегодня десять (в рамках объединенной компании).

16 сентября советом директоров ММВБ выбран новый совет из 19 человек, уже с учетом процесса объединения.

Я хотел бы сказать два слова про фон, на котором проходит процесс интеграции. У объединительного процесса есть сайт, он находится по адресу exchangeintegration.ru. На нем мы достаточно оперативно, почти ежедневно выкладываем все новости, связанные с объединением компаний, а также отзывы прессы об этом процессе.

На каком этапе мы сейчас находимся? Если условно разделить процесс интеграции на два больших этапа, то сейчас мы находимся на этапе, когда сделка одобрена и акционерами, и регуляторами; когда менеджмент компании работает с пользователями; сотрудники компании создали интеграционный план и начали его реализовывать с тем, чтобы к 19 декабря завершить юридическое завершение двух компаний и перейти к постинтеграционному процессу.

Создана и сегодня реализуется программа, которую мы назвали "семь шагов за сто дней". Эта программа преимущественно имеет внутреннее значение, в первую очередь для сотрудников биржи, поскольку является удобным и надежным средством коммуникации, позволяющим определиться с приоритетами.

Первый шаг - это определить целевую структуру и провести все ключевые назначения.

Далее надо определить систему принятия решений и синхронизировать органы управления двух компаний. Это две мегаважные темы с точки зрения управления организацией и построения в ней эффективных процессов.

Тема быстрых побед - это тема, которую мы готовы разделить с участниками, с эмитентами. Про одну из них я уже сказал. Но их будет несколько. Это вопросы, связанные с индексами, например: перевод расчета валютного индекса РТС на цены, которые создаются на валютном рынке ММВБ. Это суть создание центра ценообразования внутри России. Точно так же будет произведен пересчет продуктов, связанных с расчетом вариационной маржи там, где она считается в валюте, на устойчивый курс. Эта победа уже на самом деле сыграла роль - в моменты сильной волатильности рубля котировки агентства Reuters уступали в справедливости ценам, которые создаются в результате свободных торгов на бирже.

Четвертый шаг - это определение миссии и ценностей компании. По сути, это принятие системы критериев, исходя из которых принимаются решения.

Разрабатывается также стратегия бюджета, бизнес-план. Этих процессов никогда никто отменить не может, и акционерное общество обязано создавать такие документы и уметь внедрять их в любые моменты в любых трансформациях.

Следующая тема - интеграционный план, который уже создан и реализуется, а также тема названия объединенной компании.

Уже проведены объединенные комитеты фондового, срочного рынка. Создана специальная рабочая группа из представителей всех председателей комитетов объединенной компании и представителей двух ассоциаций - НФА и НАУФОР. Здесь два слова хочу сказать о роли, которую приобретают комитеты пользователей в жизни объединенной компании. Вместе с полученным разрешением и одобрением на сделку на биржи пришло предписание ФАС, которое требует, как минимум, все вопросы, связанные с ценообразованием, обязательно проводить через комитеты пользователей, которые выбираются по определенным правилам. Более точную информацию вы можете найти на сайте интеграции. То есть, суть формирования комитетов состоит в том, что члены комитетов должны представлять подавляющее большинство участников рынка (с точки зрения объемов операций).

РТС и ММВБ многие годы работают с участниками таким образом, что вопросы, которые не проходят через комитеты участников, на самом деле чаще всего на советы директоров просто не выносятся. Поэтому для двух объединяющихся организаций ничего фундаментально нового не происходит, но тем не менее качественные изменения состоят в том, что этот факт теперь будет регуляторно закреплен.

О юридической структуре объединенной компании. На 19 декабря будет существовать три организатора торговли. Это компания, которая сейчас называется ЗАО "ММВБ", а будет называться ОАО "ММВБ", потому что мы намерены ее раскрыть до момента юридического объединения, превратив в открытое акционерное общество. Второй - это фондовая биржа, на которой сосредоточены торги фондовыми инструментами группы ММВБ сегодня. И третий организатор торгов (товарными продуктами) - это ЗАО "МТБ". На сегодня на рынке действуют две клиринговые организации. Это НКЦ (организация с банковским регулированием) и клиринговый центр РТС (организация без банковского регулирования).

Соответственно, сегодня и та и другая компания реализуют функции клиринга в двух группах объединяющихся компаний. Здесь надо отметить, что принципиально дальнейшая судьба двух клиринговых модулей будет зависеть от решений, которые связаны с нормативной регуляцией центральных контрагентов как банковских институтов в России. Соответственно, совершенно точно нет намерения создать такую клиринговую компанию, которая явным образом в следующем году станет центральным контрагентом (даже уже в этом году) по большинству сделок.

Еще очень важная тема, которой не успели коснуться. Одна из мер, связанная с повышением надежности и стабильности российской инфраструктуры - перевод сделок репо на схему расчетов с центральным контрагентом. Клиринговая организация и будет выступать таким центральным контрагентом в объединенной группе. При этом мы намерены в начале второго квартала 2012 присоединить фондовую биржу к ОАО "ММВБ", оставив тем самым одного организатора торгов.

Депозитарно-расчетная система состоит сегодня из трех юридических лиц - это НРД, ДКК, Расчетная палата. В середине следующего года мы намерены объединить их в одну компанию.

До 19 декабря будут существовать все три компании. ДКК мы намерены юридически сделать дочерней структурой НРД.

Теперь два слова о фондовом рынке - какие режимы остаются, какие уходят и где они будут функционировать. Весь фондовый рынок мы намерены сосредоточить в рамках Фондовой биржи ММВБ. При этом мы согласовали с комитетами и пользователями фондового рынка, что такие режимы, как РТС-СГК и "классика-анонимные сделки" (по сути дублирующие режим Т+0, который есть в группе ММВБ), мы не будем поддерживать как продукт.

Соответственно, с декабря они перестанут существовать. При этом добавятся режимы, связанные с организацией торгов в виде Т+n. На сегодняшний день это Т+4 рынка "РТС Стандарт" и "РТС Классика-адресные сделки".

Расчеты на декабрь этого года по соответствующим продуктам каждой из бирж останутся в рамках своих посттрейд-инфраструктур. Соответственно, продукты ММВБ будут рассчитываться через НРД, продукты РТС (в первую очередь "РТС Стандарт") - через клиринговый центр РТС и ДКК.

Если говорить об объединении рынков, то надо отметить, что среди участников, которые торгуют в "РТС Стандарте", на Фондовой бирже не зарегистрированы в статусе участников 15 рыночных операторов. Органы управления бирж приняли решения (они согласованы комитетами пользователей) о том, что все эти участники могут в соответствии с льготным режимом вступить в фондовую секцию ММВБ. По-моему, тысяча рублей будет составлять вступительный взнос (при существующем сегодня обычном вступительном взносе в три миллиона рублей). Таким образом, объединенная биржа будет насчитывать более 400 активных участников.

Про индексы. На конец года останутся оба семейства индексов, и мы не поменяем их названия. Это рублевое семейство индексов ММВБ и валютное семейство индексов РТС, как отраслевые, так и узкие и широкие индексы, с тем чтобы ко третьему кварталу следующего года мы могли сделать объединенное семейство индексов, оставив при этом и рублевый, и валютный индекс, чтобы не разрушить накопленную историю котировок, на которую ориентируются как многие участники торгов, так и многие инвесторы.

Многие из нас помнят пик индекса РТС в 90-е годы (он тогда был представлен уровнем 571). Многие помнят его низы, вершины. Все это очень важно, на наш взгляд.

О срочном рынке. Его мы намерены сосредоточить в рамках существующей компании ЗАО "ММВБ", куда будут перемещены все торги, которые существуют сегодня, во-первых, на фондовой бирже ММВБ, а во-вторых, в РТС в рамках режима "FORTS". Все расчеты на этом рынке, весь клиринг мы намерены проводить через клиринговый центр РТС.

Для участников торгов, которые торгуют на "FORTS" и не имеют аккредитации в группе ММВБ, предусмотрены точно такие же льготные тарифы по вступлению в соответствующую секцию. Мы достаточно легко и удобно справимся со всем документооборотом, с тем чтобы не допустить ситуации, когда из-за документооборота участники не смогут торговать после юридического объединения компаний.

Денежный рынок состоит из двух частей.

Первая - валютный рынок, в котором по сути ничего не меняется. Вторая - рынок репо, который базируется на сделках репо фондовой секции объединенной биржи. Здесь хочется добавить, что, в отличие от ММВБ, на валютном рынке группы РТС существует режим RTS-money. Мы намерены его сохранить на этапе объединения. Это режим, который позволяет работать не только банкам с банковской лицензией, но и компаниям вне банковской регуляции - брокерским компаниям, юридическим лицам, в том числе нерезидентам.

О быстрых победах, которые я еще не отметил. С точки зрения индексов очень важная тема, когда мы сможем брать free float по двум площадкам одновременно, по всем режимам одновременно. Это будет влиять на качество расчета индексов. Соответственно очень важно для участников создание линков между дата-центрами, чтобы любой участник, который имеет подключение хотя бы к одному из дата-центров (которых сейчас два на ММВБ и два в РТС), имел возможность получить доступ одновременно ко всем продуктам.

Многие эмитенты озадачены еще таким вопросом. При объединении фондового рынка компаний все объемные показатели будут считаться совместно. Для нахождения в тех ли иных котировальных списках для эмитентов будет достаточно иметь совокупный требуемый по регуляции объем, чтобы соответствовать той или иной категории листинга. Поэтому эмитентам, которые сейчас, заботясь о своей репутации, нанимают маркетмейкеров как в РТС, так и на ММВБ, можно будет иметь договорные отношения с маркетмейкерами, которые в уже объединенной компании будут поддерживать их бумаги.

Мост НРД-ДКК, который был введен в июле, уже третий раз расширяет список бумаг. И в отличие от той ситуации, когда сделка еще не была подписана, и расчеты происходили три раза в день, сегодня мост работает в режиме два раза в час по достаточно широкому списку бумаг.

Интеграция ИТ-решений компаний - возможно, один из самых сложных вопросов, который нам предстоит решить. Обе биржи работают на разных торговых платформах, разных системах управления рисками, разных системах клиринга. Есть решения, которые мы намерены провести достаточно быстро. Это решения типа унификации протокола FIX (международный протокол FIX), через который многие институты, инвесторы, вендоры имеют доступ к большинству бирж мира. Сегодня он работает в рамках и одной, и другой компании, и мы намерены достаточно быстро объединить их.

Помимо этого, в ИТ-решениях мы намерены объединить и унифицировать электронный документооборот с участниками, кабинет эмитента, кабинет участника торгов на бирже.

Тема, связанная с решениями по торговым, клиринговым системам и системам управления рисками - это тема объединения следующего года. Анализ этих систем, совместные нагрузочные проверки уже стартовали. Конец этого года мы встретим через те же шлюзы, которые имеем сейчас на бирже. И в первую очередь для нас важен критерий безопасности, чтобы в момент юридического объединения не разрушить доступ участников торгов к системе, не прервать торги, не сфокусировать все юридические, документарные и ИТ-вопросы в одну точку.

Спасибо!

Сергей Моисеев: Волею судьбы наш департамент занимается наблюдением за институтами инфраструктуры, поэтому я хотел бы обратить внимание на две вещи. Возможно, в силу регуляторного арбитража площадка захочет делать клиринг на базе небанковской кредитной организации. Но хочу подчеркнуть, что в таком случае этот институт (центральный контрагент) лишится возможности иметь доступ к операциям пополнения ликвидности от Центрального банка.

А сейчас такие возможности есть, причем на весьма интересных для центрального контрагента условиях. Это нужно иметь в виду.

Второй момент. Норматив Н6 устроен для центрального контрагента таким образом, что кредитный риск возникает только в случае колебания цены на актив. Есть поставка денег, есть поставка инструмента. То есть рассчитывается не вся позиция, а только разница в случае колебания цены. В этом плане опасения относительно Н6 выглядят несколько иллюзорными.

М. Сухобок: Мы очень внимательно анализируем эту историю. Н6 действительно влияет буквально только в одном режиме, но очень важном; это режим репо с центральным контрагентом. Это, возможно, основной тормоз, который может включиться, если не будет изменена нормативная регуляция для центральных контрагентов. Сегодня рынок в текущих объемах операций по нормативам НКЦ, безусловно, проходит.

Тема поддержки ликвидности от ЦБ - это, безусловно, самый мощный и сильный аргумент для того, чтобы оставлять в качестве клирингового агента именно НКЦ. Мы знаем это и учитываем в интеграции.

Дата публ./изм.
26.10.2011