Выступления

Алексей Моисеев, заместитель министра финансов:

Если посмотреть на состояние рынка в целом, мне кажется, его состояние как работающего механизма сейчас намного лучше, чем в 2001-2007. Состояние инфраструктуры даже нельзя сравнивать. Совершенно однозначно лучше стала биржевая и клиринговая инфраструктура, как с точки зрения организации, так и с точки зрения регулирования….Некий плацдарм для того, чтобы рынок снова смог полететь в высокий полет нами с вами был успешно создан…

У нас находится в работе законопроект, который снимает целый ряд ограничений,... чтобы по обычным акциям можно было платить не только из чистой прибыли, но и из прибыли прошлых лет, а также мы предполагаем там прикрыть некоторые лазейки, которые используют некоторые из государственных компаний, чтобы обходить 25% по РСБУ.

Были запущены индивидуальные инвестиционные счета - многие из вас с ними успешно работают. Статистика, которую мы видим, нас устраивает. Некоторые недоработки в них обнаружились, НАУФОР нам продолжает об этом сообщать. Могу сказать, что мы уже договорились, что с 1 января следующего года будем ограничивать объем депозитов, которые граждане могут иметь [через открытие ИИС у управляющего - прим]. Конечно, инвесторы должны иметь возможность уходить в кэш, но когда мы такую возможность предоставили, мы увидели, что там произошли злоупотребления, хотим объем этого кэша сильно ограничить…

Второе, что мы сделаем в этом году - постараемся улучшить ситуацию с налогообложением облигаций. Поскольку купоны налогооблагаются у источника, то фактически для физических лиц-инвесторов ИИС эти купоны, несмотря на льготу, остаются налогооблагаемыми, поскольку корпорации продолжают удерживать налоги у источника. Поэтому здесь мы тоже услышали рынок и надеемся в этом году это реализовать.

Есть несколько предложений, которые требуют несколько большего обсуждения: в частности, я думаю, мы обсудим возможность увеличения суммы от 400 тыс. рублей выше, с учетом того, что все-таки это конкуренция с депозитами, депозиты страховку увеличили в два раза. Но, наверное, надо рассмотреть и возможность увеличения взноса здесь [на ИИС в первый год - прим.]. Но это дискуссионный пока вопрос, пока решений здесь никаких не принято, но мы об этом думаем.

И второе, о чем мы думаем - это вопрос, связанный с сокращением срока от трех лет до поменьше [введенная с 2014 года льгота для долгосрочных владельцев ценных бумаг - прим.]. Тоже, решение не принято, но с учетом событий 2014 года горизонт три года кажется сроком как другое тысячеление, может быть, имеет смысл на период вот такой экстремальной волатильности и нестабильности с точки зрения внешних факторов рассмотреть возможность сокращения с трех лет до года [срока, после которого инвестор, держащий бумагу, освобождается от НДФЛ при ее продаже - прим.] Но если это и будет сделано, повторяю, решение еще не принято, то это будет мера временная, все-таки мы бы хотели, чтобы инвестиции носили долговременный характер с точки зрения их пребывания внутри финансового рынка.

ИИС для развития индустрии - это одна из главных надежд. Когда в прошлом году проходила конференция по ИИС [11 ноября - прим.] там назывались оценки к 2020 году около 4 трлн рублей - я считаю, они вполне реалистичные…

Другие новости:

Лариса Селютина, директор департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка ЦБ РФ

На что бы я хотела обратить внимание в своем выступлении. Первое. Вы говорите, что регулятивная нагрузка возросла в разы. Если говорить о нагрузке, то у вас она возросла только с точки зрения ПОД/ФТ. С точки зрения регулирования деятельности брокеров по требованиям нормативных актов и закона о рынке ценных бумаг никакого увеличения регуляторной нагрузки пока не произошло. А тенденции - это всё слова.

Я вижу конкретную регуляторную нагрузку, связанную со 115-м законом, 445-м постановлением (ПОД/ФТ - прим.), когда вы действительно вынуждены создавать отдельное подразделение. Это, к сожалению, не наш блок, который занимается регулированием деятельности. Да, акты вступили в действие, мы видим проблему, вы о ней говорите. Буквально вчера у меня состоялась очень плодотворная встреча с департаментом финмониторинга. Все проблемы, связанные с бизнесом брокеров, были мною обсуждены. Они были услышаны. Я направила им предложения по внесению изменений в нормативные акты. Более того, от нашего блока идут предложения по изменению 115-го закона. Это касается не только брокеров, но и микрофинансовые организации. Никто не собирается делать акцент только на ужесточении. Мегарегулятор - огромная сложная структура, и все движется медленно.

Если говорить об инвестиционных консультантах, коллеги, не все от нас зависит. Это уже Дума. Давайте объединять усилия. Этот закон действительно должен был быть давно принят, но мы стоим в очереди. Как только мегарегулятор организовался, мы сформировали перечень первоочередных поправок. Они вошли в этот закон, и он до сих пор не принят. Вчера у нас был отчет нашего блока в Думе, мы эту тему озвучили на комитете, сказали, что нам действительно необходимы поправки, в том числе связанные с инвестиционными консультантами.

Если говорить о нагрузке со стороны нашего департамента, вы ее, видимо, ощутили. И связано это с тем, что мы перешли на дистанционный надзор. Раньше надзор был в основном поведенческий - приходили жалобы, ФСФР приходила, проверяла от и до, и это были конкретные, точечные проверки. С августа прошлого года мы получили возможность автоматизации отчетности. Теперь мы делаем это на постоянной основе. Отчетность каждого брокера теперь проверяется. Все это делается автоматически, сверяется с данными по движению денежных средств по корсчетам, с данными ваших операций по биржам. Это дало нам возможность теперь уже дистанционно запрашивать у вас по конкретным периодам и операциям первичную информацию по внутреннему учету. И теперь это будет всегда.

Контактные проверки будут сокращаться, потому что большая нужда в контактном надзоре возникает только тогда, когда нам нужно проверить достоверность чего-то, полученного в рамках дистанционного надзора. И сейчас больше контактные проверки связаны с темой ПОД/ФТ. С этим вы должны смириться, потому что мы совершенно не нацелены на то, чтобы ужесточить требования, но мы нацелены на то, чтобы вы соблюдали законодательство. Когда вы говорите о штрафах, это тоже тема, связанная в первую очередь с отчетностью. Когда мы в первый раз обработали отчетность и увидели там 460 ошибок, мы первый раз вас просто предупредили. На следующий квартал вы уже получили штрафы. Напоминаю, что у нас введена уголовная ответственность за недостоверные данные, а вы получили штрафы. Надо сказать, это возымело действие. Улучшается процесс внимательного составления отчетности.

Изменения в отчетности для брокеров пока не существенны. Из нового - отчет по ценным бумагам по аналогии с тем, что делают банки. Это очень важно, потому что за этот год наиболее серьезные нарушения мы нашли в области депозитарного учета операций по учету ценных бумаг. И сейчас мы принимаем пакет нормативных актов по улучшению именно депозитарного учета, изменению системы учета с точки зрения контроля за этими операциями. Я думаю, что это тоже окажет положительное влияние.

Хочу обратить внимание, что как только у нас появляется проект нормативного акта, мы его вывешиваем и стараемся обсуждать с отраслью. Это происходит с самого первого нашего нормативного акта. но я хочу сказать, что вы не очень-то активны. Приходится вас так попинать и Алексея иногда попинать, чтобы по каким-то конкретным вопросам для нас получить больше мнений со стороны рынка. Сейчас, например, идет огромный проект по единому плану счетов. Идет переход на МСФО. Стандарты бухгалтерского учета по вашим операциям. Есть рабочая группа, и замечания с вашей стороны приходят, но мы не можем с каждым контактировать, вас еще очень много (аплодисменты в зале). Смотрите сайт, и мы готовы от вас принимать замечания по всем нормативным актам.

Пообщаться с каждым, как Анатолий Григорьевич предлагает, мы не можем. А по сокращению профучастников я вам назову цифры. За прошлый год 70 компаний потеряли лицензии. За этот год уже 63, и половина из них добровольно. Тенденция добровольной сдачи лицензии присутствует. И знаете, не надо делать из этого трагедию, потому что доля бизнеса компаний, которые расстаются с лицензией, небольшая. и отчетность этих компаний нулевая. Многие компании действительно не совершают никаких операций. Более того, у тех компаний, которые сейчас лишаются лицензии за нарушения, по отчетности все хорошо. Но когда начинаем проверять тему ПОД/ФТ, [обнаруживаем] колоссальные миллиардные обороты схемных операций, и эти операции совершенно не связаны с брокерской деятельностью.

Поэтому не делайте трагедии из того, что сейчас сокращается количество мелких компаний на рынке. И в основном это московские компании, потому что московский рынок достаточно перенасыщен. Надо смотреть на это не с точки зрения претензий к регулятору, а может быть, действительно собраться и подумать, что мешает мелким брокерам.

Именно

по этой причине мы заказали эту работу [Якову Миркину], она только недавно закончена. Мы в ближайшее время обсудим ее в Банке России. После этого, я думаю, ее презентуют на рынке. На основании этих подходов мы планируем строить концепцию и регулирования, и надзора. И я надеюсь, что мы ее будем строить вместе с вами, потому что когда регулятор такой огромный, ему нельзя отрываться от бизнеса в своем желании регулировать вся и все, что мы на самом деле и делаем.

Мы делаем серьезную реформу в области депозитарного учета. У меня еженедельно проходят рабочие группы с депозитариями, которые говорят, что для нас неприемлемо то, что вы предложили. Мы отвечаем: хорошо, тогда предложите свой вариант решения проблемы, которая у нас сложилась.

И я предлагаю работать таким образом. Мы сейчас будем работать над концепцией того, каким должно быть регулирование брокериджа, мы должны понять, каким должен быть надзор. И наша задача - разделить его в зависимости от бизнес-модели. Для кого-то это будут пруденциальные нормативы, для кого-то поведенческий надзор. Все зависит от того, какие риски берет на себя компания той или иной бизнес-модели. Будем обсуждать все с вами.