Протокол заседания Совета от 11 октября 2018 года

29.10.2018

Краткий протокол заседания Совета по финансовому консультированию НАУФОР

г. Москва 11 октября 2018 г.

Присутствовали:

1.Ольга Шишлянникова (первый зам. директора Департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России)
2. Алексей Тимофеев, Президент НАУФОР
3. Алексей Артамонов, первый вице-президент НАУФОР
4. Екатерина Андреева, вице-президент НАУФОР
5. 1. Кирилл Зверев, вице-президент НАУФОР

А также представители Совета. С составом представителей проф. сообщества, входящих в Совет по финансовому рынку, можно ознакомиться здесь.

Обсуждение вопросов инвестиционного консультирования в свете принятого Федерального закона от 20.12.2017 № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и статью 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (далее - Закон), вступающего в силу в декабре 2018 г., велось по следующим направлениям:

1. Письмо-разъяснение Банка России Департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка (далее ДРЦБиТР) «Об инвестиционном консультировании» № 55-6-1/2167 от 02.10.2018 г.

До сведения участников заседания был доведен текст разъяснения Банка России, полученный на запрос НАУФОР. Было отмечено, что инвестиционное консультирование должно осуществляться на основании договора об инвестиционном консультировании. Предполагается, что предметом такого договора должно быть инвестиционное консультирование, а так же договор должен быть возмездным. При этом в том случае, если помимо услуг по инвестиционному консультированию оказываются иные услуги, оплата за другие услуги с учетом условий договора и иных обстоятельств может быть признана также оплатой за инвестиционное консультирование. Инвестиционная рекомендация может предоставляться разными способами, в том числе посредством телефонного звонка или уведомления в мобильном приложении. Следует учитывать, что, получая от финансовой организации, с которой заключен договор на иные услуги, в том числе договор о брокерском обслуживании, информации о финансовых инструментах, клиент может воспринять его в качестве индивидуальной инвестиционной рекомендации. Для того чтобы избежать такого заблуждения рекомендуется сопровождать соответствующие сообщения указанием на то, что они не являются индивидуальной инвестиционной рекомендацией (дисклеймером), а упоминаемые в ней финансовые инструменты могут не подходить клиенту.

НАУФОР разработает текст дисклеймера для участников рынка ценных бумаг, целесообразных для использования в различных видах коммуникаций с клиентами.

2. Совместное письмо-обращение НАУФОР и НФА (исх№1771 от 28.09.2018г.) о внесении поправок в Федеральный закон, предусматривающих введение срока на приведение деятельности участников рынка ценных бумаг в соответствие с новыми правилами и требования Федерального закона.

До сведения участников заседания было доведено, что НАУФОР совместно с НФА направили в Банк России письмо (исх№1771 от 28.09.2018г.) с просьбой поддержать внесение в Федеральный закон 397-ФЗ от 21.12.2017г. поправок, предусматривающих введение срока на приведение деятельности участников рынка ценных бумаг в соответствие с новыми правилами и требованиями соответствующего Федерального закона. Несмотря на то, что была предусмотрена годичная отсрочка вступления в силу, а работа по подготовке осуществляется в течение всего 2018 года, в том числе с активным участием саморегулируемых организаций, реализация требований закона может потребовать больше времени, чем предполагалось изначально, для доработки IT - систем и переподготовки специалистов.

3. Вопрос о порядке действий лиц, осуществляющих в настоящее время деятельность по инвестиционному консультированию, после вступления в силу соответствующего закона.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 20.12.2017 №397-ФЗ вводящего регулирование деятельности по инвестиционному консультированию, профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в настоящий момент деятельность по инвестиционному консультированию, могут быть вынуждены приостановить соответствующую деятельность. Это связано с тем, что Федеральный закон не предусматривает переходный период для требования о включении лиц, осуществляющих деятельность по инвестиционному консультированию, в единый реестр инвестиционных советников Банка России. Таким образом, указанное требование, являющееся условием осуществления деятельности по инвестиционному консультированию, действует с даты вступления в силу Федерального закона 21 декабря 2018 года. Ведение единого реестра инвестиционных советников так же может быть начато не ранее 21 декабря 2018 года, а включение в него займет определенное время, в течение которого лица, осуществляющие деятельность по инвестиционному консультированию, не включенные в этот реестр, должны будут ее приостановить.

По итогам обсуждения, НАУФОР направит соответствующий запрос в Банк России с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон, предусматривающих срок для включения в единый реестр инвестиционных советников лиц, осуществляющих деятельность по инвестиционному консультированию, на момент вступления Федерального закона в силу.

4. Организация продаж финансовых продуктов профессиональными участниками рынка ценных бумаг через агентские и иные сети.

Участники заседания высказали ряд вопросов практического характера, касающихся организации работы профессиональных участников рынка ценных бумаг с агентскими и иными сетями продаж финансовых продуктов в связи с вступлением нового законодательства в силу. По итогам обсуждения, принято решение создать отдельную рабочую группу при НАУФОР, с целью выработки рекомендаций СРО по организации взаимодействия с агентскими и иными сетями продаж, в том числе с использованием соответствующего ПО.